«Ислам - это религия согласия и толерантности, созидания и гармонии»

Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев

Шакарим Кудайбердиулы

1858 - 1931

Поэт родился у подножия Шынгыстау Абайского района нынешней Восточно-Казахстанской области. Отец Шакарима, Кудайберды, был сыном  Кунке, старшей жены Кунанбая. Шакарим и Абай - близкие родственники.

Шакарим в семь лет остался без отца и воспитывался у своего деда, Кунанбая. Дед любил и баловал внука. Сам Шакарим, вспоминая детство, сожалеет, что вырос без образования, так как дед жалел внука и не хотел давить на него. Хоть и поздно, но  Шакарим приобщился к наукам, получая знания самостоятельно. Вместе с изучением наследия своего народа, он открывает для себя и литературу других стран. Как и Абай, Шакарим старался познать законы развития природы и общества. По совету Абая Шакарим начал сочинять стихи. Поэзия завладела всем существом Шакарима, в его произведениях отражены взгляды на природу, мир, религию и другие общественные явления.

Многожанровые поэтические произведения Шакарима богаты по своему содержанию: гражданская и любовная лирика, философские раздумья, элегии, сонеты, исторические баллады, народные стихи и др. Его проза столь же многогранна. Исторические, научные, философские произведения Шакарима оказали  влияние на развитие казахской литературы.

Прекрасное знание арабского, персидского, турецкого, русского языков позволило поэту не только ознакомиться с многовековыми литературными сокровищами этих народов, но и перевести часть из них на казахский язык, сделав их тем самым достоянием народа.

В 1906 году совершил хадж в Мекку. Посетил Мыср (совр. Египет), Стамбул, работал в библиотеках, пересылая по почте в Семипалатинск приобретённые им книги.

 Последний период его жизни совпал с революцией 1905—1907 гг., столыпинской реакцией, первой мировой войной, национально-освободительным движением 1916 года в Казахстане, февральской и октябрьской революциями, гражданской войной, установлением советской власти, коллективизацией. Шакарим являлся членом национально-освободительного движения «Алаш».

С приходом  к власти большевиков  речь зашла о разрушении традиционного уклада жизни казахов. Предлагаемое  большевиками «светлое будущее»  не имело ничего общего с многовековыми национальными ценностями казахского народа. Потому новую социалистическую идеологию Шакарим не принял. Он предпочёл уйти из такого общества.

С 1922 года Шакарим жил в местечке Шакпан в горах Чингистау в совершенном одиночестве. 2 октября 1931 года на 73 году жизни  Шакарима Кудайбердиева без суда и следствия расстреляли. Великий талант, большой учёный на долгие годы был забыт. Несмотря на то, что прокуратура бывшего СССР решением от 29 декабря 1958 года реабилитировала Шакарима за отсутствием состава преступления, изучение его творчества было под запретом. Советская цензура обвиняла мыслителя  в «буржуазном национализме».


04 Октября 2013
Мать Шакарима - Толебике, дочь Алдабергена, из рода Каракесек. Произведения Шакарима хранят сведения и факты о его жизненном пути и творческой деятельности.
0 комментариев 350 просмотров
18 Сентября 2013
Главным предметом философствования Шакарима является человек, именно к нему сводятся духовные поиски и размышления мыслителя. Философ мучительно ищет путь становления человека
0 комментариев 719 просмотров

Онлайн консультация

Данная форма предназначена для онлайн беседы со специалистом центра помощи.

Онлайн консультация

Данная форма предназначена для онлайн беседы со специалистом центра помощи.
Ведите сообщение: