«Ислам - это религия согласия и толерантности, созидания и гармонии»

Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев

Абу Насыр аль-Фараби

870 - 950

Абу Насыр аль-Фараби -  выходец из привилегированных слоев тюркского общества. Об этом свидетельствует слово “тархан” в составе его полного имени: Абу-Насыр Мухаммад Ибн-Мухаммад Ибн-Тархан ибн-Узлаг аль-Фараби ат-Турки.

Основу научных знаний Абу Насыр получил в Отраре, где он жил до 20-ти лет.  В 9-10 вв. город Отрар являлся крупным политическим, культурным и торговым центром, узловым пунктом караванных дорог великого Шелкового Пути, который связывал средневековую Европу и Азию. Именно там аль-Фараби получил  возможность ознакомиться с философскими и научными произведениями богатейшей по тем временам библиотеки, второй в мире по числу книг и рукописей после знаменитого Александрийского книгохранилища. Затем он учился и работал в Бухаре, Самарканде, многие годы  прожил в Багдаде - культурном и политическом центре Арабского Халифата. Последние годы своей жизни аль-Фараби провел в Каире, Алеппо и Дамаске,  пользуясь там большим уважением. В декабре 950 г. в возрасте 80 лет аль-Фараби скончался в Дамаске.

Абу Насыру аль-Фараби посчастливилось очень рано познакомиться с произведениями Аристотеля, Платона и других древнегреческих философов. Он изучал эти произведения в подлинниках. Став одним из основоположников восточного перипатетизма, Абу Насыр аль-Фараби по праву носит имя  “Второго Учителя” после Аристотеля. Он оставил после себя богатое научное наследие – около 200 трактатов, которые охватывают самые различные отрасли знаний. Фараби прокомментировал “Категорию”, “Герменевтику”, “Топику”, “Категории”, “Аналитику” (1-ю и 2-ю), “Софистику”, “Риторику”, “Логику” и “Поэтику” Аристотеля, а также “Введение в философию” Порфирия и других древнегреческих мыслителей. Из оригинальных работ самого Фараби наиболее известны: трактат “Жемчужины премудрости”, “Трактат о взглядах жителей добродетельного города”, “Философские трактаты” и “Большая книга о музыке”, которая принесла ему известность в  Европе того времени.

Переводы трудов аль-Фараби на латынь и иврит осуществлялись в  Европе  с 12 века. А в 1930-1932 гг. в Париже был опубликован перевод на французский язык первой части одной “Большой книги о музыке”, осуществленный французским ученым Эрланже.

Имя аль-Фараби прочно вошло в историю мировой науки и культуры. Его труды, оказав большое влияние на европейское Возрождение, стали связующим мостом для сближения культур и философий Запада и Востока. 


04 Октября 2013
Большое значение аль-Фараби придавал уяснению места человека в познании. Чувственное познание осуществляется посредством восприятия и воображения...
0 комментариев 313 просмотров
04 Октября 2013
Философия аль-Фараби отличается ярко выраженной гуманистической направленностью. Его гуманизм основан на бескомпромиссном признании абсолютной ценности человека как личности.
0 комментариев 411 просмотров
17 Сентября 2013
В книге дается перечень литературы о Фараби и переводы его отдельных трактатов. Она посвящяется 1100-летию со дня рождения мыслителя и рассчитана на широкий круг читателей.
0 комментариев 128 просмотров
17 Сентября 2013
Одной из ключевых проблем современного мира является взаимопонимание – между человеком и миром, между эпохами и культурами, цивилизациями, религиями, индивидами.
0 комментариев 231 просмотр
17 Сентября 2013
В статье предпринимается попытка представить основные аспекты философско-лингвистической концепции видного средневекового ученого и мыслителя аль-Фараби.
0 комментариев 120 просмотров
18 Августа 2013
Абу Наср аль-Фараби вошел в историю классической арабо-мусульманской мысли в числе прочего и как наиболее яркий политический философ, продолжавший линию античности.
0 комментариев 426 просмотров
18 Августа 2013
“Трактат о взглядах жителей добродетельного города” – наряду с “Гражданской политикой” основное этическое произведение Абу Насра ал-Фараби
0 комментариев 822 просмотра
18 Августа 2013
Исламская концепция устройства идеального общества на принципах соединения светской и духовной власти была воплощена аль-Фараби в идее добродетельного города.
0 комментариев 290 просмотров
17 Августа 2013
Время жизни аль-Фараби совпадает с перио­дом, когда особенно широким был приток чуже­земной науки в «исламский» мир.
0 комментариев 473 просмотра

Онлайн консультация

Данная форма предназначена для онлайн беседы со специалистом центра помощи.

Онлайн консультация

Данная форма предназначена для онлайн беседы со специалистом центра помощи.
Ведите сообщение: