«Ислам - это религия согласия и толерантности, созидания и гармонии»

Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев

Ходжа Ахмет Яссави

1103 - 1166/67

Ходжа Ахмед  Яссави родился в Испиджабе (ныне г. Сайрам) в 1103 г. Первоначальное образование получил у своего отца шейха Ибрагима. Дальнейшее образование и воспитание ему дал Баха ад-Дин Испиджаби, известный ученый  ханафитского мазхаба. После обучения он отправился в Отрар к знаменитому Арыстану Баба, который в то время был руководителем местных мубаидитов. Ходжа Ахмед Яссави скрупулезно перенимал у него житейскую и духовную мудрость. После смерти учителя Ахмед Яссави направляется в Бухару, которую мусульмане всего мира называли куполом ислама. Здесь он нашел достойного учителя в лице знаменитого шейха Ходжа Юсуфа Хамадани, возглавлявшего в то время известную школу мистиков, решивших посвятить себя поиску единения с духом Аллаха. К этому их призывали шейхи-суфии.

В Центральной Азии суфизм получил распространение в IX - X  вв., что выражалось в создании суфийских школ, оформлявшихся в ордены, во главе которых стояли наставники, называвшиеся в арабоязычных странах шейхами, в ираноязычных  - шейхами и пирами, а в тюркоязычных -шейхами, пирами, ишанами, баба, ата. Наиболее распространенные в Центральной Азии ордены - накшбандийа, йассавийа, кубравийа.

При этом религиозные направления мубаидитов, исмаилитов, караматов существовали одновременно с учениями шафиитского, ханафитского мазхабов и др.

Несмотря на противостояние жителей Туркестана, Ходжа Ахмед Яссави посвятил свою жизнь объединению родственных народов, созданию духовного единства на фоне многочисленных религиозных течений.

Ходжа Ахмед Яссави был не только религиозным деятелем, но и замечательным поэтом, философом. Он тонко подмечал все стороны окружающей его действительности. Круг волновавших его проблем был широк. Это и мирская жизнь, и судьба правителей, и судьба самого народа.  Будучи мудрым человеком, он понимал жизнь во всех ее проявлениях: и внешних - как мыслитель, и  внутренних - как духовное лицо.

Произведения Ходжа Ахмеда Яссави  - стихи, диваны, рисаля - были широко популярны среди местных жителей. Он выступал в них как духовный наставник. В своих проповедях, стихах и трактатах он откликался на все насущные проблемы общества. Он осознавал свою ответственность, чувствовал, что может сказать народу  слово истины.

Согласно легенде, Яссави вынужден был уйти от мирской суеты для служения Всевышнему. Он поселился в подземной келье города Яссы, около мечети, где и  провел остаток жизни.

В 1166/67 г.  Ходжа Ахмед Яссави умер и был похоронен в городе Яссы как великий святой в сооруженном для него мавзолее, который впоследствии превратился в  место паломничества и поклонения мусульман.

Созданная Ходжа Ахмедом Яссави школа богословия стала центром притяжения для жаждущих знания. Благодаря его авторитету Туркестан стал самым значительным средневековым просветительным центром Казахстана.

После смерти шейха, созданный им духовный суфийский центр Яссавийа продолжал активную деятельность, а возникший у могилы мемориальный комплекс стал одним из популярных во всей Центральной Азии мест поклонения. И как всегда было на мусульманском Востоке, место массового поклонения стало местом активной торговли,  ремесленной и духовной жизни.

В конце XIV в. по велению великого Тимура, почитавшего Ходжа Ахмеда  и приложившего немало усилий для возвеличивания памяти своего духовного патрона, на месте небольшой усыпальницы Ахмеда Яссави был воздвигнут грандиозный мавзолей.


17 Сентября 2013
Ходжа Ахмед Яссави посвятил все силы, всю жизнь объединению родственных народов, созданию духовного единства на фоне многочисленных религиозных течений.
0 комментариев 160 просмотров
17 Сентября 2013
Суфии не придавали большого значения внешней обрядности, а искали истинного богопознания, мистического слияния с божеством.
0 комментариев 551 просмотр
17 Сентября 2013
Учение Ясави было выработано на основе исламских и суфийских концепций и распространялось вместе с исламом, в этот главное отличие от традиционно суфийских школ.
0 комментариев 263 просмотра
17 Сентября 2013
Составленный нами Корпус хикметов Ахмеда Йасави состоит из 228 отдельных, введенных в научный оборот хикметов, анонсированных как сочинения ходжи Ахмеда Йасави.
0 комментариев 284 просмотра
17 Сентября 2013
Свою деятельность Ахмед Ясави, как и многие суфии прагматического направления, видит в вовлечении в братство неофитов и популяризации суфийских идей.
0 комментариев 245 просмотров
17 Сентября 2013
Названные разновидности зикра не исчерпывали все многообразие его проявлений,однако они представляли собой два основополагающих различительных признака в этом многообразии.
0 комментариев 107 просмотров
28 Августа 2013
Путь Ясави считается учением суннитской приверженности. В этом учении признаны все традиции и верования суннизма.
0 комментариев 112 просмотров

Онлайн консультация

Данная форма предназначена для онлайн беседы со специалистом центра помощи.

Онлайн консультация

Данная форма предназначена для онлайн беседы со специалистом центра помощи.
Ведите сообщение: