О жизни и творческой деятельности Юсуфа Баласагуни сохранилось мало сведений. Лишь из отдельных строк его поэмы "Благодатное знание" нам известно, что он родился в 1015 (1016 ) году в городе Баласагун, известном больше как Куз-Орду, месторасположение которого не установлено с достаточной степенью достоверности. Предположительно этот город следует искать в Семиречье, в Чуйской долине, неподалеку от современного города Токмак. В культурно-языковом отношении этот район - общий предок тюркоязычных народов, в географическом - близок к казахам и киргизам.
Баласагун был одним из самых больших городов, крупным торгово-ремесленным центром государства Караханидов, в этногенетическом плане представляющее собой объединение ряда тюркских племен, возвысившихся в начале 10 в. Социально-экономической основой каганата являлось специфическое соединение кочевого и оседлого хозяйства. Просуществовало это государство в течение трех веков.
Образование Юсуф Баласагуни получил в признанных культурных центрах того времени - Фарабе, Кашгаре, Бухаре. В совершенстве владея арабским и персидским языками, он всесторонне изучил философские и научные сочинения по различным отраслям знания. В его деятельности явственны отпечатки философии восточного перипатетизма. Речь идет о мощной культурно-философской традиции, идущей от Аристотеля и продолженной аль-Фараби и Ибн-Синой. Влияние данной философии на автора «Кутадгу билиг» (поэма «Благодатное знание») – самого известного литературного произведения Баласагуни - впервые отметил немецкий востоковед О.Альбертс.
«Кутадгу билиг» является старейшим и пока единственным сочинением на одном из тюркских языков, основанным на мусульманской идеологии и пропагандирующим эту идеологию. Но Юсуф не просто идеолог, политик, он - художник слова. Литература и поэзия вместе с философией выполняли определенные мировоззренческо-ценностные функции. Выражение философии через поэзию была древней и наиболее живучей традицией идеологического развития. Поэтому Юсуфа Баласагуни смело можно отнести к представителям философской мысли и к крупнейшим мастерам литературного слова.
Научное использование, изучение, интерпретация наследия Баласагуни в историко-философском срезе восполняет наше преставление об умственном содержании, интеллектуальной жизни и связи народов Востока в период средневековья.