На наш взгляд, основное, что следует противопоставить – это идеология, которую предстоит воссоздавать применительно к новейшим ситуациям. Требуется расширить возможности обучения, разъяснения, пропаганды опасности экстремизма для самых широких слоев населения и через все доступные государству каналы. Перечисленные функции выполняют в обществе образовательные, просветительские и иные институты.
Для реального противостояния важен постоянный мониторинг восприятия согражданами своего социально-экономического положения, необходимы исследования тенденций религиозности, изучения трендов гражданской активности, состояния политической культуры. Пока системных исследований указанных направлений нет. Сегодня государственный социальный заказ на социологическое изучение актуальных проблем казахстанского общества, в том числе религиозной ситуации, сосредоточен в Министерстве культуры и информации и размещается для НПО, что явно недостаточно.
Речь фактически идет о создании мониторинга безопасности, который должен быть в основном сосредоточен в научных учреждениях, имеющих статус государственных организаций и способных выявлять тенденции, разрабатывать рекомендации для государственных органов.
Практика закрытия сайтов террористической направленности в Казахстане как чрезвычайно важная мера в то же время не учла необходимость создания сети (альтернативных закрытым) сайтов с социальной проблематикой, рассчитанной на разные целевые группы активных пользователей Интернета: от тинэйджеров до пенсионеров.
В условиях, когда за последние десятилетия неоднократно менялся подход к социально-гуманитарным дисциплинам, была утрачена отличительная особенность прежнего образования: его тесная связь с воспитанием, с формированием ценностного сознания. В данный момент в школьные предметы («Основы безопасности жизнедеятельности» и «Самопознание») экстренно вводятся темы, посвященные предупреждению экстремизма, но этого сегодня мало. Преподавание общего курса религиоведения как воздух необходимо как в старших классах школы, так и на первых курсах колледжей и вузов и отнюдь не в качестве факультативного. К сожалению, явная тенденция к сокращению объема часов и количества этих предметов также становится условием воспроизводства бездуховности и формирования маргинальности.
Опыт проведения ряда мероприятий для журналистского сообщества убеждает нас в необходимости специальной профессиональной квалификации/переподготовки для тех из них, кто освещает темы религии, как в плане общего дискурса, так и в интерпретации различных аспектов религиозности. В СМИ важно последовательное освещение недопустимости экстремизма с позиций формирования правового сознания населения. Сейчас практически нет промороликов (документальных фильмов) о правовой ответственности за вовлечение и террористическую деятельность, информации с комментариями специалистов о судебных решениях в отношении экстремистских и террористических групп. Учитывая, что вовлечение в экстремистские и террористические организации происходит конспиративно, следует обучать население важным характеристикам распознавания изменений в поведении и образе жизни своих близких.
Деятельность ряда новых религиозных организаций в Казахстане – явление неоднозначное, требующее всестороннего исследования с позиций измерения ее эффективности.
Следует признать что деятельность новых религиозных организаций воспроизводится масштабно, существенно влияет на утрату традиционной этноконфессиональной идентичности, но до сих пор не получила систематической оценки в научной и экспертной практике, слабо транслируется в практику политического управления. Такое состояние дел стало возможным - в числе других причин - еще и потому, что в Казахстане не разработаны методики и не выработаны подходы к оценке эффективности деятельности новых религиозных организаций.
Анализ имеющейся законодательной базы и методических рекомендаций, обращенных к тем, кто проводит соответствующую процедуру перерегистрации религиозных организаций экспертизу (правовую и религиоведческую), указывает на недостаточность примененных в них глоссариев, отсутствие критериев для классификаций, типологий, без которых невозможна объективная презентация религиозных институтов в обществе, трудно выстраивается государственная политика в сфере государственно-конфессиональных отношений.
Несмотря на усиливающуюся законотворческую деятельность в отношении религии и религиозных организаций, соответствующей регистрирующей деятельности, большой работы проведенной Агентством по делам религий, ситуация с реальным состоянием религиозности в Казахстане автоматически не становится более ясной и предсказуемой.
Поскольку в условиях трансформации политической системы, общественного строя и экономического уклада в обществе всегда происходят изменения в системе ценностных предпочтений, то государство и общество не должны упускать рычаги идеологического влияния на гражданскую ментальность. Реконструкция модели религиозности будет способствовать не только воспроизводству структуры современного мировоззрения казахстанцев, но и определит тенденции влияния религиозной составляющей на гражданский контекст жизни. Воссозданная модель религиозности поможет в разработке принципов формирования светской модели государства в Казахстане с определением в ней назначения институтов гражданского общества, включая религиозные организации.
Требуется дальнейшее совершенствование законодательной базы в отношении государственной конфессиональной политики. Необходимо разработать положения о псевдорелигиозной, квазирелигиозной, деструктивной деятельности, имеющей политический характер и оказывающей негативное воздействие на личностное развитие, групповую идентичность и общественную безопасность. На уровне экспертных оценок и общественного мониторинга, а также в массовом восприятии необходимо четко различать религии культурообразующие и религиозно камуфлированную деятельность. Необходимо приступить к разработке комплекса взаимосвязанных положений в части дальнейшего совершенствования законодательства в области религии, образования, воспитания, семейно-брачных отношений.
В исследованиях важно доказать политическую уязвимость терминологических споров о толерантности, свободе совести, разработать эффективный в применении и непротиворечивый глоссарий в сфере законодательства о религии. В практике мониторинга требуется не только экспертная оценка уставных деклараций и их соизмерение с фактической деятельностью, но также и учет общественного мнения в отношении деятельности всех международных организаций, так или иначе вмешивающихся в духовно-культурную ситуацию в Казахстане. Пора уже выявить ангажированность казахстанских НПО, работающих под патронатом международных партнеров, а для этого можно провести разносторонний аудит целей, задач, эффективности их деятельности.
Для проведения аудита необходимо применять научно-обоснованные подходы и аксиологические оценки с позиций а) соответствия системе общегражданских ценностей, исторически сложившихся и принятых в казахстанском обществе; б) обобщения реального опыта (практики, прецедентов); в) оценивания негативной деятельности организации, выявления ее реальных угроз и потенциальных последствий для общества и личности. Подзаконные акты в виде перечня деструктивных организаций, камуфлирующих свою деятельность под религиозную и запрещенных в других регионах мира позволили бы легче ориентироваться в этой сфере при условии, что этот перечень будет открытым и широко известным.
Для эффективной работы в этой сфере нужны методические пособия для проведения аудита псевдорелигиозной деятельности, переподготовка экспертов социогуманитариев, занимающихся проведением экспертиз в сфере религиоведения, философии религии, психологии религии, социологии религии.
Мы бы также рекомендовали открыть соответствующую специализацию в закрытых учебных заведениях, создать цикл просветительских программ о традиционных религиях на государственных ТВ и радиоканалах, организовать единый банк данных социогуманитарных исследований религиозности в РК.