«Ислам - это религия согласия и толерантности, созидания и гармонии»

Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев

Главная Интервью Системные подходы и социальные технологии противодействия религиозному экстремизму

Системные подходы и социальные технологии противодействия религиозному экстремизму

Проблема религиозного экстремизма отражает глобальную тенденцию и показывает, что для этого явления нет географических границ. На наш взгляд, правильнее говорить не о религиозном, а о псевдорелигиозном экстремизме, поскольку религия как таковая не обладает экстремистской функцией. 

Вопрос
Почему псевдорелигиозный экстремизм стал возможен?
Ответ
Во-первых, имеются объективные факторы, которые связаны с риском внутренней готовности определенных социальных групп к восприятию экстремистской идеологии. Во-вторых, к субъективным факторам для укоренения экстремистских идей следует отнести процесс и курс на деидеологизацию. Переход к рынку в казахстанских условиях был отмечен не только экономическим, но и нравственно-духовным кризисом. Либеральное законодательство в отношении религии способствовало укоренению нетрадиционных для культуры казахстанцев верований. Не случайно, к началу 2011 года в Казахстане было зарегистрировано более 4500 религиозных организаций. Сколько действовало латентных организаций в формате ячеек даже трудно предположить. Состояние постоянного нагнетания и вбрасывания соответствующих идеологем в неподготовленное сознание приводит к социальному и политическому противостоянию. Отдельные псевдорелигиозные группы начинают ставить под сомнение законность и права государства и тем оправдывают свой переход к террору для достижения собственных политических целей. Условия для распространения псевдорелигиозного экстремизма как идеологии и практики воспроизводятся как специальная технология, направленная на ослабление государственной идентичности. Совершенно очевидно, что псевдорелигиозному экстремизму необходимо противопоставлять контрмеры. Меры противодействия должны быть системными. Система противодействия охватывает широкий круг вопросов, которые связаны с деятельностью самых разных институтов и организаций: от правоохранительных органов до религиозных организаций, от образовательных и научных учреждений до НПО, занимающихся просветительской деятельностью. Сфокусируем наше видение проблемы противодействия реальному экстремизму в рамках профессиональных и институциональных возможностей. Тем более что задачи перед правоохранительной системой поставлены Президентом давно, правовое поле имеется, меры предпринимаются.
Вопрос
Что же может предоставить современная казахстанская наука в противодействии псевдорелигиозному экстремизму?
Ответ
На наш взгляд, основное, что следует противопоставить – это идеология, которую предстоит воссоздавать применительно к новейшим ситуациям. Требуется расширить возможности обучения, разъяснения, пропаганды опасности экстремизма для самых широких слоев населения и через все доступные государству каналы. Перечисленные функции выполняют в обществе образовательные, просветительские и иные институты. Для реального противостояния важен постоянный мониторинг восприятия согражданами своего социально-экономического положения, необходимы исследования тенденций религиозности, изучения трендов гражданской активности, состояния политической культуры. Пока системных исследований указанных направлений нет. Сегодня государственный социальный заказ на социологическое изучение актуальных проблем казахстанского общества, в том числе религиозной ситуации, сосредоточен в Министерстве культуры и информации и размещается для НПО, что явно недостаточно. Речь фактически идет о создании мониторинга безопасности, который должен быть в основном сосредоточен в научных учреждениях, имеющих статус государственных организаций и способных выявлять тенденции, разрабатывать рекомендации для государственных органов. Практика закрытия сайтов террористической направленности в Казахстане как чрезвычайно важная мера в то же время не учла необходимость создания сети (альтернативных закрытым) сайтов с социальной проблематикой, рассчитанной на разные целевые группы активных пользователей Интернета: от тинэйджеров до пенсионеров. В условиях, когда за последние десятилетия неоднократно менялся подход к социально-гуманитарным дисциплинам, была утрачена отличительная особенность прежнего образования: его тесная связь с воспитанием, с формированием ценностного сознания. В данный момент в школьные предметы («Основы безопасности жизнедеятельности» и «Самопознание») экстренно вводятся темы, посвященные предупреждению экстремизма, но этого сегодня мало. Преподавание общего курса религиоведения как воздух необходимо как в старших классах школы, так и на первых курсах колледжей и вузов и отнюдь не в качестве факультативного. К сожалению, явная тенденция к сокращению объема часов и количества этих предметов также становится условием воспроизводства бездуховности и формирования маргинальности. Опыт проведения ряда мероприятий для журналистского сообщества убеждает нас в необходимости специальной профессиональной квалификации/переподготовки для тех из них, кто освещает темы религии, как в плане общего дискурса, так и в интерпретации различных аспектов религиозности. В СМИ важно последовательное освещение недопустимости экстремизма с позиций формирования правового сознания населения. Сейчас практически нет промороликов (документальных фильмов) о правовой ответственности за вовлечение и террористическую деятельность, информации с комментариями специалистов о судебных решениях в отношении экстремистских и террористических групп. Учитывая, что вовлечение в экстремистские и террористические организации происходит конспиративно, следует обучать население важным характеристикам распознавания изменений в поведении и образе жизни своих близких. Деятельность ряда новых религиозных организаций в Казахстане – явление неоднозначное, требующее всестороннего исследования с позиций измерения ее эффективности. Следует признать что деятельность новых религиозных организаций воспроизводится масштабно, существенно влияет на утрату традиционной этноконфессиональной идентичности, но до сих пор не получила систематической оценки в научной и экспертной практике, слабо транслируется в практику политического управления. Такое состояние дел стало возможным - в числе других причин - еще и потому, что в Казахстане не разработаны методики и не выработаны подходы к оценке эффективности деятельности новых религиозных организаций. Анализ имеющейся законодательной базы и методических рекомендаций, обращенных к тем, кто проводит соответствующую процедуру перерегистрации религиозных организаций экспертизу (правовую и религиоведческую), указывает на недостаточность примененных в них глоссариев, отсутствие критериев для классификаций, типологий, без которых невозможна объективная презентация религиозных институтов в обществе, трудно выстраивается государственная политика в сфере государственно-конфессиональных отношений. Несмотря на усиливающуюся законотворческую деятельность в отношении религии и религиозных организаций, соответствующей регистрирующей деятельности, большой работы проведенной Агентством по делам религий, ситуация с реальным состоянием религиозности в Казахстане автоматически не становится более ясной и предсказуемой. Поскольку в условиях трансформации политической системы, общественного строя и экономического уклада в обществе всегда происходят изменения в системе ценностных предпочтений, то государство и общество не должны упускать рычаги идеологического влияния на гражданскую ментальность. Реконструкция модели религиозности будет способствовать не только воспроизводству структуры современного мировоззрения казахстанцев, но и определит тенденции влияния религиозной составляющей на гражданский контекст жизни. Воссозданная модель религиозности поможет в разработке принципов формирования светской модели государства в Казахстане с определением в ней назначения институтов гражданского общества, включая религиозные организации. Требуется дальнейшее совершенствование законодательной базы в отношении государственной конфессиональной политики. Необходимо разработать положения о псевдорелигиозной, квазирелигиозной, деструктивной деятельности, имеющей политический характер и оказывающей негативное воздействие на личностное развитие, групповую идентичность и общественную безопасность. На уровне экспертных оценок и общественного мониторинга, а также в массовом восприятии необходимо четко различать религии культурообразующие и религиозно камуфлированную деятельность. Необходимо приступить к разработке комплекса взаимосвязанных положений в части дальнейшего совершенствования законодательства в области религии, образования, воспитания, семейно-брачных отношений. В исследованиях важно доказать политическую уязвимость терминологических споров о толерантности, свободе совести, разработать эффективный в применении и непротиворечивый глоссарий в сфере законодательства о религии. В практике мониторинга требуется не только экспертная оценка уставных деклараций и их соизмерение с фактической деятельностью, но также и учет общественного мнения в отношении деятельности всех международных организаций, так или иначе вмешивающихся в духовно-культурную ситуацию в Казахстане. Пора уже выявить ангажированность казахстанских НПО, работающих под патронатом международных партнеров, а для этого можно провести разносторонний аудит целей, задач, эффективности их деятельности. Для проведения аудита необходимо применять научно-обоснованные подходы и аксиологические оценки с позиций а) соответствия системе общегражданских ценностей, исторически сложившихся и принятых в казахстанском обществе; б) обобщения реального опыта (практики, прецедентов); в) оценивания негативной деятельности организации, выявления ее реальных угроз и потенциальных последствий для общества и личности. Подзаконные акты в виде перечня деструктивных организаций, камуфлирующих свою деятельность под религиозную и запрещенных в других регионах мира позволили бы легче ориентироваться в этой сфере при условии, что этот перечень будет открытым и широко известным. Для эффективной работы в этой сфере нужны методические пособия для проведения аудита псевдорелигиозной деятельности, переподготовка экспертов социогуманитариев, занимающихся проведением экспертиз в сфере религиоведения, философии религии, психологии религии, социологии религии. Мы бы также рекомендовали открыть соответствующую специализацию в закрытых учебных заведениях, создать цикл просветительских программ о традиционных религиях на государственных ТВ и радиоканалах, организовать единый банк данных социогуманитарных исследований религиозности в РК.

самое читаемое

Роль казахской женщины в рамках религиозной традиции
Шахада - первый шаг к Исламу
Значение Корана
Теолог оққа қарсы тұрмайды

Интервью

Все интервью
Дін – дәстүріміздің қорғаны
18.11.2021 5 просмотров
«Ислам - духовная опора нашей независимой страны»
06.11.2021 38 просмотров
Основываясь на традициях и обычаях
15.08.2021 44 просмотра

Время намаза

Астана
  • Астана
  • Алматы
  • Актау
  • Актобе
  • Аркалык
  • Атырау
  • Экибастуз
  • Жезказган
  • Жетысай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
  • Павлодар
  • Петропавловск
  • Семей
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Туркестан
  • Шымкент

Коран

Все суры

Онлайн консультация

Данная форма предназначена для онлайн беседы со специалистом центра помощи.

Онлайн консультация

Данная форма предназначена для онлайн беседы со специалистом центра помощи.
Ведите сообщение: