«Ислам - это религия согласия и толерантности, созидания и гармонии»

Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев

Интервью

«Ислам - духовная опора нашей независимой страны» Интервью с Председателем Духовного Управления Мусульман Казахстана, Верховным муфтием, хазретом  Ержаном кажы Малгажыулы - Что вы можете сказать о нашей независимости и состоянии Ислама? Укрепление независимости нашей страны – этого несравненного дара Всевышнего – огромное доверие и требование, которые возлагаются на каждого образованного гражданина, патриота своей страны. Этот шаг предполагает большую ответственность всех казахстанцев. Каждый гражданин должен быть высокообразованным и иметь профессиональные навыки, должен уметь впитывать все лучшее, все передовые ресурсы мирового развития для возвышения славы нашей республики. 1250 с лишним лет тому назад Ислам впервые вступил на нашу землю. В VIII в. н.э. предки казахов приняли веру, которая по своей природе была близка к их внутреннему миру. И с тех времен Ислам стал путеводителем, направлением, защитой и опорой нашего народа. Вера не оставила нас и тогда, когда на наши плечи обрушились великие бедствия и невзгоды, трудности и тяжбы, страдания и трагедии. Хвала Всевышнему, сегодня наша страна стоит на пути стабильного процветания. На казахской земле в мире и согласии бок о бок проживают представители различных народов и наций. И если считать все это преподношением, безмерным милосердием Всемогущего нашему народу, то назначение Им главы этого независимого государства следовало бы принять как за еще одну Его большую милость. - А какова, по вашему мнению,  роль Президента в развитии Ислама у  нас в стране? -Вклад Главы государства Нурсултана Абишевича Назарбаева в становление, развитие и процветание нашей страны необыкновенно велик. Большая его заслуга и в возрождении святой мусульманской веры, которая является оплотом нашего менталитета, основой национального бытия. Под его непосредственным началом создано Духовное Управление Мусульман Казахстана. Была открыта возможность религиозного просвещения молодого поколения, оказана поддержка в строительстве многих мечетей и медресе. Появление в областных центрах высотных мечетей служит этому доказательством. Кроме прочего, для того, чтобы казахская молодежь могла получить мусульманское образование в своей стране, было построено крупное учебное заведение. Для мусульман страны созданы благоприятные условия для совершения ими хаджа. Все это свидетельствует о том, что Глава государства, который придерживается правил «Политика меняется каждый день, а религия – вечно», является человеком, проявляющим заботу о нашей вере. Президент посредством своих взвешенных решений по поводу духовного развития страны приоритетным ставит вопрос о том, что наряду с материальным благосостоянием нации немаловажное значение имеет и его духовное богатство. Все мероприятия, направленные на развитие Ислама в Казахстане, осуществляются в первую очередь по велению Всевышнего, а во-вторых, при непосредственной поддержке Елбасы. В своей книге «Критическое десятилетие» Президент отмечает, что «основная причина терроризма в мире кроется в неравенстве в развитии» и выдвигает мнение о том, что «религия это скорее фактор, не разделяющий народы и разлагающий общество, а наоборот, способствующий развитию страны, спасающий государство от духовного кризиса, сплачивающий народы под своим началом». Елбасы в одном из своих слов говорит: «Я хочу, чтобы народ верил в Аллаха, хочу, чтобы он не забывал о завтрашнем Судном дне, не тратил бы свое время впустую, а жил по заветам Пророка»,  тем самым он призывает народ к добру, ведет его к великой цели. -  Что делает ДУМК в этом направлении? Духовное Управление Мусульман Казахстана, поддерживая взвешенную внутреннюю и внешнюю политику Главы государства, направляет свою деятельность на укрепление согласия и единства нашего многонационального и поликонфессионального государства. Потому что люди веры должны быть носителями мира, справедливости и согласия. Аллах подарил людям мир и спокойствие. Мы должны не забывать и ценить несравненный дар Создателя. Президент Назарбаев стал инициатором собрания духовных руководителей мировых религий. Каждые три года в Казахстане лидеры мировых и традиционных религий собираются за одним столом, чтобы прийти к компромиссу и обменяться мнениями по поводу межрелигиозного согласия. Сегодня, в нынешнее нестабильное и шаткое время, сохранение мирного соглашения между цивилизациями является одной из актуальных проблем современности. Поэтому представители разных религий, прежде всего сами заинтересованы в том, чтобы обеспечить и сохранить свое личное спокойствие и стабильность. Исходя из этого, можно сказать, что развитие межрелигиозных взаимоотношений - это глобальная ответственность. А тот факт, что Казахстан, известный всему миру как мусульманская страна, взял на себя ответственность говорить об этом. Во-первых, это значит, что в нашей стране живет миролюбивый народ, царит атмосфера дружбы между различными этносами и религиями, что в свою очередь может послужить примером для других стран. Во-вторых, показывает, что Ислам, в который верует большинство населения страны, проявляет солидарность по отношению к другим вероисповеданиям, приходит к общему согласию. При помощи такого международного собрания мы можем показать всему миру, каковы наша страна, религия и менталитет. Межрелигиозный диалог свойствен и Исламу. Аллах призывал Пророка (с.в.а) быть открытым с представителями других вер. Аллах говорит: Cкaжи: «O oблaдaтeли пиcaния! Пpиxoдитe к cлoвy, paвнoмy для нac и для вac, чтoбы нaм нe пoклoнятьcя никoмy, кpoмe Aллaxa, и ничeгo нe пpидaвaть Eмy в coтoвapищи, и чтoбы oдним из нac нe oбpaщaть дpyгиx в гocпoд, пoмимo Aллaxa. Ecли жe oни oтвepнyтcя, тo cкaжитe: «Зacвидeтeльcтвyйтe, чтo мы - пpeдaвшиecя» (Сура Али Имран, 64-аят). Таким образом, Ислам призывал христиан и иудеев верить в одного Бога, но не быть единоверцами. А к тем безбожникам, кто не уверовал в Аллаха и Судный день, указывал относиться с пониманием и проявлять милосердие. - Что конкретно делается в регионах страны? После проведения VII съезда мусульман Казахстана, состоявшегося в феврале 2013 года в Астане, Президент Нурсултан Абишевич Назарбаев провел встречу с уполномоченными имамами Духовного Управления. Во время встречи Глава государства, отметив, что Ислам издревле считается духовной ценностью нашего народа, подчеркнул, что правильное развитие религии в нашем государстве зависит от религиозных специалистов, и возложил на нас - служителей священной мусульманской веры - большое доверие. Елбасы особо отметил место имамов в обществе, их ответственность и роль в укреплении единства мусульман. Президент остановился на необходимости обратить большое внимание на укрепление духовно-просветительского, а также социального согласия между религиозным управлением и государственными учреждениями. В данное время проводятся мероприятия по переаттестации, переобучению имамов на местах (регионах), углублению их знаний. Для подготовки современных, качественных религиозных кадров были подписаны соглашения с такими государствами как Египет, Турция и др. Кроме того, учитывая, что мечеть является не только домом молитв, но и центром знаний, специально для учащихся школ во время летних каникул на республиканском уровне были организованы образовательные курсы по изучению основ религии, обучающие лекции. В целях агитационно-пропагандистских работ, а также углубления знаний религиозных служителей Духовного управления мусульман Казахстана, группа повышения квалификации ДУМК посетила со специальными визитами города Алматы, Астана, а также Южно-Казахстанскую, Западно-Казахстанскую, Мангистаускую, Атыраускую, Кустанайскую, Кызыл-Ординскую, Актюбинскую, Карагандинскую, Жамбылскую области и Жезказганский, Семипалатинский края, в том числе Алматинскую область и Талдыкорганский регион, где выступили с лекциями в 805 часов перед 598 имамами. -Что делается для противостояния деструктивным религиозным течениям? Одной из целей, которая была поставлена ДУМК, являлось формирование личности религиозного служителя, способного предотвратить глобально развивающуюся волну чуждых течений и деструктивных групп, а также способного повести за собой народ. Исходя из этого, разработана специальная программа и сформирована группа повышения квалификации ДУМК из числа квалифицированных религиозных ученых, психологов, юристов, социологов, религиоведов, которая вот уже седьмой день повсеместно организует семинары для совершенствования знаний и навыков имамов в регионах. На семинарах имамам читаются содержательные лекции по основам Ислама - акыде, фикху. В рамках данных семинаров группа ученых ДУМК в свободное от семинаров время посетили ряд мечетей и организовали непринужденные беседы с общинами местных мусульман, проводили работу по толкованию особенностей мазхаба Абу-Ханифы - светоча мусульман многонационального Казахстана. С начала текущего года был проведен мониторинг состояния религиозной ситуации в стране. В соответствии с этим созданы специальные республиканские и региональные информационно-пропагандистские группы (ИПГ), утверждены годовые рабочие планы. В состав ИПГ включены специалисты своего дела - известные ученые-религиоведы, а также имамы, широко осведомленные о ситуации в регионе и хорошо знакомые с проблемами местных общин. Ежедневно мы проводим мониторинг религиозной ситуации в регионе, а в случае обнаружения деструктивных религиозных течений, рассматриваем применение необходимых оперативных мер. С этой целью служители мечетей для правильного разъяснения особенностей и отличительных черт традиционных направлений и неправильных течений в Исламе усиливают агитационно-пропагандистскую работу с населением, в частности с молодежью. В целях решения общественных проблем, а также против чуждых течений при Духовном Управлении начали выпускать различную религиозную литературу. Была издана книга о мусульманском мировоззрении и познавательных основах школы Абу Ханифы – «Таным тұғыры» («Основы познания»). В книге повествуется об основах мусульманского вероисповедания. Кроме того, в честь празднования священного праздника Рамадан вышла книга «Мубаррак Рамазан», тиражом в 10 тыс. экземпляров, которая была бесплатно распространена в мечетях и медресе, а также роздана населению. Сейчас готовится к выпуску литература о мусульманском браке, в котором планируется отобразить дозволенные и запретные пути создания семьи. - Скажите, какую конкретную работу ДУМК проводит с молодежью? В век глобализации, когда нависла угроза над вечными ценностями, воспитание молодого поколения была и остается актуальной проблемой. Государство не упускало из своего внимания молодежную политику, оно и сейчас оказывает широкую поддержку полноценному формированию молодой личности. Молодежные организации и структуры также совместно работают в этом направлении. При Духовном Управлении Мусульман Казахстана было открыто Молодежное отделение. Цель данного мероприятия - пополнение рядов праведного поколения, которое работало бы во имя развития нашего государства, служило бы маяком для  будущего страны. Цель открытия отдела - укрепление тесного сотрудничества с государственными учреждениями, работа с молодежью, съемка различных религиозных фильмов и распространение их среди населения, выпуск юношеского журнала, проведение религиозных праздников на высоком уровне и т.д. Основная причина создания нового отдела: ухудшение воспитания подрастающего поколения, ослабление духовных ценностей, определение места образования, науки, культуры и религии в формировании нового облика современной молодежи, усиление преемственности добрых традиций. Мировой духовный кризис проявляется, прежде всего, в том, что люди стали уделять больше внимания материальным благам, чем моральным ценностям. Сегодняшней молодежи, жаждущей добрых дел, нужен вектор, который указывал бы путь к гуманизму, формировал внутреннюю душевную красоту и хорошие манеры. - А что говорит Ислам про воспитание молодежи? В традиционном Исламе особое значение имеет воспитание молодежи в учтивости, вежливости к старшему поколению. Казахское общество сегодня столкнулось с чуждыми своему традиционному обществу нравами, твердо обосновавшимися в среде молодого поколения. К ним можно отнести наркоманию, алкоголизм, склонность к преступлениям, безработицу, равнодушие к обучению, низкий уровень индивидуальной культуры и т.д. Каковы пути избавления молодежи от таких нежелательных привычек? Что нам следует предпринять? Высказывание Елбасы о том, что «главное достояние нашей молодежи и страны - это качественное образование», невольно обращает внимание на проблему повышения степени образованности молодого поколения. Вера без знания - подобно древу без корней. Легко свалить дерево, корни которого не ушли глубоко под землю. Точно также корень познания веры без знания ведет к трагедии. Невежество в итоге приведет к смуте, а смута - к расколу. Аллах в Священном Коране говорит: «Дepжитecь зa вepвь Aллaxa вce, и нe paздeляйтecь» (Сура «Али Имран», 103-аят). Неотъемлемая черта характера, которая свойственна молодым, это бодрость и физическая активность, поэтому привитие спортивных навыков молодому поколению является важным атрибутом воспитания. Но, несмотря на то, что в хадисах говорится о необходимости спортивного воспитания молодежи, исламский мир все еще не может занять достойную нишу на пьедестале спортивной славы. Поэтому нам необходимо принимать участие в процессе воспитания мусульманской молодежи, которая могла бы занимать передовые места в мировых спортивных состязаниях. Еще одной важной проблемой является правильное ориентирование молодежи в сфере религии. У каждой вещи есть положительные и отрицательные стороны. К примеру, в процессе углубления знаний и навыков важное место занимает интернет. Но, к сожалению, некоторые из наших братьев и сестер нередко пользуются сайтами, которые развращают человека, ведут к духовному истощению, потере чести и совести. Не секрет, что большинство нашей молодежи самостоятельно получают сведения об Исламе из интернета и других современных информационных средств. Среди них есть приверженцы течений, которые не соответствуют нашему общественному укладу. Мы должны тесно работать с нашими братьями, которые по какой либо причине допустили ошибки, налаживать с ними взаимосвязи, а не отворачиваться от них. Важная роль в этом вопросе отводится религиоведам, которые не должны отстранять молодежь от общества, а должны правильно растолковать их ошибки и указать путь в нужном направлении. В школах и вузах, а также при помощи средств массовой информации мы обязаны внедрять в сознание молодежи сведения о традиционном Исламе. В целях недопущения подобных ошибок в будущем уверены, что открытое при ДУМК Молодежное отделение будет систематически работать с молодежью, и оправдает те большие надежды, которые мы возлагаем на него. - В эпоху глобализации что важно для нас? Во времена стремительного развития информационных технологий все больше кажется, что весь мир живет под единым началом. Посредством интернета и других информационных средств современному человеку выпала возможность свободно, не выходя из дома, общаться в прямом эфире с любой точкой Земли. Но, тем не менее, нужно учитывать как положительные, так и отрицательные стороны глобализации. Каждая страна, каждый этнос стремится осознать свои этнические особенности. Борется за сохранение своей культуры и языка, религии и менталитета. Словом, у каждой нации происходит процесс самопознания, идентичности. Страны, думающие о своем будущем, начали глубоко изучать свою национальную историю, заново строить идеологические основы. В стремлении сохранить свое место в мировых геополитических гонках они проводят исследования в области генетики, генеалогии, истории, культуры, языка, ищут исторические родственные связи с другими народами. Но вместе с этим, широко  распространяются такие негативные проявления как ксенофобия, шовинизм, непризнание одного народа другим, этническая неприязнь. В самом деле, в суматохе глобализации мы должны бережно относиться к нашему языку, религии и менталитету, чтобы сохранить свою этническую самобытность. Если мы не будем бережно относиться и высоко ценить свои национальные традиции, то можем оказаться на поводу чужой культуры, по содержанию своему не соответствующей нашему мировоззрению и самобытности, сеющей раздор, ведущей к деградации. Действительно, у казахского народа есть своя отличительная черта, не похожая на других. Это широта его души, словно  необъятные степные просторы, его щедрость, похожая на богатство его дастархана,  его добродушие, учтивость и дружелюбие. Говоря вкратце, мы - степной народ, знатный и индивидуальный, не имеющий недостатков в добрых традициях и мудрости. И если рассматривать национальные принципы казахского общества как одну из частей этих традиций, то большую долю следует приписать к обычаям, появившимся непосредственно под влиянием Ислама. Религия как основа языка и культуры является хранителем самобытности каждого этноса. Мы можем с уверенностью сказать, что культурные ценности казахского народа, основы его этнографического наследия, передающееся из поколения в поколение, прежде всего, связаны с мусульманской религией. После того, как Ислам стал официальной религией степного народа, в духовной и культурной жизни казахов произошли коренные изменения. Мусульманские духовные ценности стали отражаться в языке и быте нашего народа, тесно переплелись с местными традициями. Деяния и наставления Пророка Мухаммеда (с.в.с) глубоко впитались в нашу сущность. В ближайшее время будет выпущена книга «Дін мен дәстүр» («Религия и традиции»), посвященная взаимоотношениям национальных традиций и обычаев казахского народа и мусульманской религии. В книге будут отражены проблемы, касающиеся соотношения традиционного национального мировоззрения, нравственных принципов с идеалами Ислама, а также их взаимосвязь. Книга нацелена на то, чтобы дать отпор однобокому мнению, которое несут иные религиозные течения. Наша цель – это сформировать духовный иммунитет нации против экспансии деструктивной идеологии. По воле Аллаха, книга будет опубликована, и дойдет до народа. - Что вы хотели бы пожелать казахстанцам? Как говорил Бухар жырау: «Что бы ты ни просил, проси во имя милости Аллаха». («Бірінші тілек тілеңіз, бір Аллаға жазбасқа»), первое, что нужно казахскому обществу – это вера. Ибо под всем злом лежит отсутствие веры во Всевышнего. Народная мудрость гласит: «Бойся безбожника». Постыдные деяния, коррупция, взяточничество и другие зловредные поступки, которые проявляются в нашем обществе, чужды истинному мусульманину. Как говорили еще в древности, «Мусульманин не тот, кто говорит языком, а тот, кто говорит сердцем». Поэтому, чем больше мы будем проявлять свою веру поступками, тем скоро мы избавимся от лжеверующих. А, как известно, в обществе, где торжествует вера и мораль, нет места распутству и бесстыдству. Одна из основных причин того, что человек, несмотря на свой огромный багаж знаний и большой опыт, становится рабом своих вожделений, теряет такие моральные качества как порядочность и почтительность, допускает суицид, пьянство, алчность и т.д. – это проявления духовного кризиса. Как говорил великий мыслитель Абай, «где нет грани между добром и злом, где не чтутся совесть, честь, достоинство, терпение, стремление», там человек станет рабом своих вожделений. Если же движущие силы нашего общества не будут строиться на благих намерениях, доброте, праведности, гуманизме, не будут осознавать всю серьезность ответственности перед Аллахом, то не будет достигнута цель, которая ставит перед собой наша страна. Не будь наши мужи великими, а женщины серьезными, мы не сможем достичь высоких вершин.  Сегодня мы все с вами несем ответственность за воспитание образованного, порядочного, учтивого, патриотичного молодого поколения, которое будет служить во благо нашего независимого государства. Праведный человек не станет марать свою честь. Ибо Ислам призывает к почтению, уважению гуманистических ценностей. Цель традиционных религий – это доброта и человечность. Слушаться своего правителя – одно из правил праведности. Одна из заповедей Пророка Мухаммеда (с.в.с.) гласит: «Слушайтесь своего правителя». И если же мы, взяв этот завет за основу, сплотимся вокруг Елбасы, станем работать во благо нашего народа, будем единым целым, то основы суверенитета нашего государства станут крепче. - Спасибо вам, хазрет, за содержательное интервью. Желаем вам успехов в вашей нелегкой работе. Беседу вел Куат Саманбеков
О необходимости формирования нового религиозного сознания, соответствующего традициям и культурным нормам страны, а также об итогах процесса регистрации религиозных объединений корреспонденту «ЮГ» рассказал директор Международного центра культур и религий Айдар Абуов.
Проблема религиозного экстремизма отражает глобальную тенденцию и показывает, что для этого явления нет географических границ. На наш взгляд, правильнее говорить не о религиозном, а о псевдорелигиозном экстремизме, поскольку религия как таковая не обладает экстремистской функцией. 

Онлайн консультация

Данная форма предназначена для онлайн беседы со специалистом центра помощи.

Онлайн консультация

Данная форма предназначена для онлайн беседы со специалистом центра помощи.
Ведите сообщение: