«Ислам - это религия согласия и толерантности, созидания и гармонии»

Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев

Просветительские взгляды Ибрая Алтынсарина

Подчеркивание Алтынсариным роли труда в развитии умственных способностей весьма характерно. Здесь мы видим догадку казахского просветителя об определяющей роли практики в познавательной деятельности людей. Это бесспорно материалистическая мысль. Однако материалистические представления Алтынсарина о мире не были последовательны. 

Отдельные рассказы в «Киргизской хрестоматии» показывают, что он верил в бога как в первопричину мира. Например, в рассказе «Ученый человек» просветитель пишет, что мы видим «небо и землю, солнце и луну, на небе звезды, видим горы и камни, ветер и дождь; как подумаешь о них, все это творить человек бессилен. Это значит, что творцом всего этого должна быть невидимая для нас сверхъестественная сила».

Еще более разительно написание Алтынсариным религиозной книги «Шараитли ислам» («Основы ислама») в 1884 г. Описывая в ней красоту природы, ее бесчисленные богатства, разнообразных животных, многообразный растительный мир, реки и озера, долины и горы, одним словом, все то, что окружает человека и служит ему для разных целей, И. Алтынсарин говорит, что все это должно быть создано богом, обладающим чудодейственной силой.

Правда, у Алтынсарина нет категорического утверждения о существовании сверхъестественного духа. Соглашаясь с общепринятыми утверждениями относительно многообразия природы, гармонии мира, доказывающих якобы премудрость богатворца, казахский просветитель как бы не желает стать в оппозицию по отношению к официальной идеологии.
Но в то же время это не мешало ему ненавидеть проповедников религии, в частности мулл. Признавая существование творца мироздания, Алтынсарин, подобно деистам, выступал против мракобесия и невежества, критиковал нелепости религиозных предрассудков. 

Он считал, что человеку необходимо руководствоваться в своих практических действиях не суеверными обычаями, не предписаниями религии, а здравым рассудком, разумом. Признавая религию, казахский просветитель одновременно обращался к самим верующим, чтобы побудить их к изучению науки. Здесь Алтынсарин отступал от своего просветительско-педагогического метода, противопоставленного им религиозной схоластике, пытаясь примирить науку и реллгию.

http://poleznii-blog.ru/post246543773/

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь.

самое читаемое

Национальные обычаи и праздники казахского народа
Что нам делать с радикалами?
Пути противодействия распростронению религиозного экстремизма
Трактат о взглядах жителей добродетельного города

Интервью

Все интервью
«…Нам нельзя допустить, чтобы искренняя вера во Всевышнего подменялась агрессивным и разрушительным фанатизмом».
16.05.2022 84 просмотра
Никто не вправе сам объявлять джихад
21.05.2022 25 просмотров
Для пытливых умов – «Islam.kz»
28.04.2022 152 просмотра

Время намаза

Астана
  • Астана
  • Алматы
  • Актау
  • Актобе
  • Аркалык
  • Атырау
  • Жезказган
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
  • Павлодар
  • Петропавловск
  • Семей
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Туркестан
  • Шымкент

Коран

Все суры

Онлайн консультация

Данная форма предназначена для онлайн беседы со специалистом центра помощи.

Онлайн консультация

Данная форма предназначена для онлайн беседы со специалистом центра помощи.
Ведите сообщение: