Подчеркивание Алтынсариным роли труда в развитии умственных способностей весьма характерно. Здесь мы видим догадку казахского просветителя об определяющей роли практики в познавательной деятельности людей. Это бесспорно материалистическая мысль. Однако материалистические представления Алтынсарина о мире не были последовательны.
Отдельные рассказы в «Киргизской хрестоматии» показывают, что он верил в бога как в первопричину мира. Например, в рассказе «Ученый человек» просветитель пишет, что мы видим «небо и землю, солнце и луну, на небе звезды, видим горы и камни, ветер и дождь; как подумаешь о них, все это творить человек бессилен. Это значит, что творцом всего этого должна быть невидимая для нас сверхъестественная сила».
Еще более разительно написание Алтынсариным религиозной книги «Шараитли ислам» («Основы ислама») в 1884 г. Описывая в ней красоту природы, ее бесчисленные богатства, разнообразных животных, многообразный растительный мир, реки и озера, долины и горы, одним словом, все то, что окружает человека и служит ему для разных целей, И. Алтынсарин говорит, что все это должно быть создано богом, обладающим чудодейственной силой.
Правда, у Алтынсарина нет категорического утверждения о существовании сверхъестественного духа. Соглашаясь с общепринятыми утверждениями относительно многообразия природы, гармонии мира, доказывающих якобы премудрость богатворца, казахский просветитель как бы не желает стать в оппозицию по отношению к официальной идеологии.
Но в то же время это не мешало ему ненавидеть проповедников религии, в частности мулл. Признавая существование творца мироздания, Алтынсарин, подобно деистам, выступал против мракобесия и невежества, критиковал нелепости религиозных предрассудков.
Он считал, что человеку необходимо руководствоваться в своих практических действиях не суеверными обычаями, не предписаниями религии, а здравым рассудком, разумом. Признавая религию, казахский просветитель одновременно обращался к самим верующим, чтобы побудить их к изучению науки. Здесь Алтынсарин отступал от своего просветительско-педагогического метода, противопоставленного им религиозной схоластике, пытаясь примирить науку и реллгию.