Семь подземных чудес Мангистау (Часть 1)

Понедельник, 13.07.2021

СУЛТАН-ЭПЕ

С деятельностью учеников великого мистика Ходжи Ахмеда Яссауи связано много исторических мест в Мангистау. Среди них весьма оригинальным памятником является комплекс Султан-эпе – некрополь, каньон и подземная мечеть, находящиеся в 30 км на северо-запад от села Таучик.

Комплекс расположен у каньона, выходящего в Мангышлакский залив. Многокамерная подземная мечеть, вырубленная в скале, расположена на борту каньона и связана с именем святого Султан-эпе. Характер духовно-культовой направленности памятника позволяет рассматривать подземную мечеть Султан-эпе как ханаку – обитель (монастырь) некоей суфийской общины, построившей ее в период XIII-XV вв. Эта гипотеза носит характер предварительного заключения.

Согласно книге «Сборник сведений о кавказских горцах / Предания адаевцев о святых секты ханафие, живших и умерших на Мангышлаке (Вып. 7, Тифлис, 1873 г.)», у Хакима-ата от жены было трое детей: Мухаммед-кожа, Аскер-кожа и Кубби-кожа (Султан-эпе). По легенде, Султан-эпе является покровителем тонущих людей на воде и рыбаков. Он совершает много чудес. Например, переносит для отца Каабу в Бакырган (Хорезм), чудесным образом оживляет заколотых быков и др. Однако Хакима-ата с недоверием и ревностью относится к деяниям своего сына. В ответ на это Султан-эпе, простившись с отцом и матерью, становится невидимым. Узнав об этом, Ходжа Ахмед Яссауи наказывает Хаким-ата благославлением наоборот – якобы по его повелению над могилой последнего сорок лет текли воды Амударьи, а город Бакырган был разрушен.

Особого внимания заслуживают каньон и колодец Султан-эпе. Колодец с питьевой водой превосходного качества расположен в 6 м от обрыва. Как утверждают местные жители, она обладает целебными свойствами. Живописный каньон очень глубок, и здесь протекает ручей.

Историко-культурный комплекс Султан-эпе включен в Программу развития туристической отрасли.

ШАКПАК-АТА

Наиболее сохранившаяся скальная мечеть, вырубленная в толще скального мыса, образованного руслами двух оврагов, спускающихся по склону горы Унгазыс с юга на северо-запад, к заливу Сарытас. Она расположена в 40 км к северо-западу от поселка Таучик Тупкараганского района на трассе древней караванной дороги. Этот загадочный храм является самым интересным по архитектуре и красивым среди подобных памятников Мангистау.

Подземная мечеть Шакпак-ата впервые была исследована и описана в 1966-1968 гг. Аланом Медоевым, а в 1973 г. ее изучением занимался М. М. Мендикулов.

Внутренняя планировка помещений храма имеет форму латинского креста. Наиболее частые изображения на стенах храма – композиционные рисунки животных, открытой ладони, трилистника, загадочные сочетания геометрических фигур. Отличная акустика, которая прекрасно разносит звуки молитвы с михраба по всем уголкам мечети, свидетельствует о глубоких инженерных познаниях ее устроителей.

Снаружи над сводом был возведен квад­ратный павильон (ротонда) с ориентировкой стен строго по сторонам света, служивший защитой от атмосферных осадков и башней-минаретом.

Время возведения памятника приблизительно относится к раннему Средневековью, в частности, М. Мендикулов датирует строительство мечети приблизительно XIV–XVI вв., во времена правления Золотой Ордой хана Узбека (1312-1342 гг.).

Если верить народным сказаниям, то у Шопан-ата было два сына: Шахрух и Исан, в свою очередь у Шахруха родились еще два: Шах-Мардан (Чахмаг-Шакпак) и Капам. Таким образом, Шакпак-ата является внуком легендарного Шопан-ата.

По преданиям, Шакпак-ата – не имя основателя мечети, а прозвище, данное ему за то, что в битвах с врагами от его оружия летели искры, как от кремня – шакпак-таса. Характерно то, что в местности Шакпака-ата изобилуют выходы кремниевой породы, что могло послужить одним из оснований к преданию. По другой версии легенды, Шакпак-ата мог высекать огонь посредством прикосновения одного ногтя к другому.

Примерно в 100 м к западу от мечети расположен одноименный средневековый некрополь. Здесь находится могила известной исторической личности – религиозного проповедника Ержана Хазрета (Ержан Тулекенулы 1888-1967 гг.), выходца из рода Адай, подразделение Бектемис.

СИСЕМ-АТА

Один из наиболее крупных и древних некрополей Мангистау расположен в 35 км севернее станции Сай-Утес, на западном чинке плато Устюрт, ровном ландшафте полупустыни рядом с древней караванной дорогой, колодцами и зимовками.

В литературных источниках впервые упоминается в отчете первой русской военно-рекогносцировочной экспедиции 1825-1826 гг. под руководством полковника Ф. Берга. В краткой журнальной записи о некрополе сказано: «Это святое кладбище, состоящее из нескольких конусообразных каменных и земляных насыпей, но о древности их сведений нет, а судя по целостности их, надо полагать, что они принадлежат туркменам или первопришедшим сюда киргизам». Однако накопленные за последние годы материалы позволяют датировать памятник примерно XI–XII вв. Основной комплекс формируется вокруг могилы Сисем-ата – одного из проповедников ислама. О его личности конкретных данных нет, но легенды относят его к огузо-кипчакскому периоду, то есть к Средневековью.

На территории памятника в разное время захоронены знатные люди Мангистау. Много славных представителей родов и племен, талантливых зодчих, акынов, народных героев покоятся здесь. Некрополь Сисем-ата считается пантеоном батыров, так как здесь много памятников, связанных с исторически известными личностями, такими как Суюнкара-батыр Ургешбайулы, Тулеп-батыр Анетулы, Конай-батыр Кенжеулы, Жетимек Жанузак-батыр, посвятившими свои жизни борьбе против хивинских ханов и других захватчиков, Кожаназар-бай Жанайулы, Ескелди Саназар-бай Кудайназарулы, Бегей Даулдыр-бай Козыбакулы, Сенгир-мырза Даулдырулы, Жарылгап-бай Сенгирулы, Сейит-би Есенулы, Анет-би Текейулы, Толепулы Мамбетнияз-би, Байбоз Боккараулы, сыновья известных основателей родов Жарыулы Назар (Шотан-батыр, Тастемир-бай, Майлан, Кудайберген), Жанбоз (Матай, Отеули, Жаманкара), Зорбайулы Оте­гул, Каржау Толекеулы и др.

Среди других древних некрополей Сисем-ата выделяется хорошей сохранностью памятников, созданных вдохновенным трудом народных мастеров, таких как Жылкыбай Доралулы, Турлымурат Сатыбалдыулы, потомками мастера Сахи (Дуйсенбай, Ордабай, Енсе, Козыбак) и др. Некрополь Сисем-ата представляет собой редкий комплекс памятников мемориально-культовой архитектуры и камнерезного искусства, а также является ценным источником по истории, этнографии и истории архитектуры Мангистау. Недаром его называют музеем народного зодчества под открытым небом XIII–XIX вв.

Гульмира САДЫРОВА, Актау

Фото археолога Андрея АСТАФЬЕВА

Автор благодарит Мангистауский историко-культурный заповедник за помощь в подготовке материала

Источник: "Свобода слова"

Прочитано 801 раз

Время намаза

 
JoomShaper