Какими были обычаи и традиции народов Аравийского полуострова до возникновения ислама

Среда, 16.09.2021
Какими были обычаи и традиции народов Аравийского полуострова до возникновения ислама

Арабы в доисламскую эпоху. Ислам возник в начале VII в. на Аравийском полуострове. Эти пустынные земли издавна населяли арабы – один из многих семитских народов, обитавших на Ближнем Востоке с незапамятных времен.

Согласно преданию, первопредком арабов был пророк Ибрагим (Авраам). Долгое время у него не было детей. Первый наследник у Ибрагима – Исмаил – появился от его служанки Хаджар (Агарь). Позже у столетнего Ибрагима и его девяностолетней жены Сарры по воле Всевышнего родился сын Исаак. Сарра невзлюбила Хаджар и Исмаила и изгнала их из дома. Судьба забросила их в аравийскую пустыню. Скитальцы не имели ни крова, ни пищи, ни воды. Страдавшие от голода и жажды, Хаджар с сыном молили Бога о помощи. И под ногами маленького Исмаила забил священный источник Земзем, который и поныне встречает путников в Мекке. Всевышний и дальше покровительствовал Исмаилу, ставшему родоначальником арабов. А Исаак, согласно Библии, считается предком евреев. Таким образом, священные книги признают Ибрагима первопредком как арабов, так и иудеев.

В первые века нашей эры арабы-земледельцы и кочевники-бедуины были основным населением Аравии. Этот период характеризуется постепенным крушением родоплеменного строя и переходом к феодальным порядкам. Через земли арабов проходили караванные пути из Азии в Европу, что привело к экономическому подъему и обогащению арабских племен. Одним из самых значительных торгово-ремесленных центров была Мекка, превратившаяся и в политически важный город. Среди других узловых пунктов на торговых путях выделялись Таиф и Ясриб.

За влияние на арабские племена и караванные пути боролись Иран, Византия и другие соседние державы. Разрозненные племена кочевников не могли оказать достойного сопротивления могущественным соперникам, поэтому наметился спад торговли, а караваны стали обходить Аравию стороной. Только политическое объединение могло помочь в создании сильного арабского государства.

Верования жителей Аравийского полуострова. Эпоха язычества известна среди мусульман как время невежества, незнания (имеется в виду незнание истинного учения о Боге). Воинственные арабские племена, населявшие

Аравийский полуостров, враждовали между собой. Между ними не было ни политического, ни религиозного единства. У каждого племени существовали свои языческие верования, боги, созданные в их честь святилища. Большим почитанием пользовался бог-воитель Хубал, покровительствовавший Мекке. Многие аравийцы верили в женские божества, самыми известными из которых были Манат, аль-Узза и ал-Лат. Важной частью культа были поклонения, связанные с верой в духов, животных-первопредков, святые места и предметы. Кочевники-арабы следовали древним семитским традициям, они почитали Солнце и Луну, различных божеств и духов, силы природы, умерших предков.

Постепенно в религии наметилась определенная систематизация. Появлялись божества, которым поклонялись все аравийские племена, существовали храмы и святилища, считавшиеся местом поклонения для всех арабов независимо от их племенной принадлежности. Такие святилища были заповедными местами, где было запрещено вести войны и преследовать противника.

Одним из самых влиятельных среди арабов было племя курейшитов, которому принадлежало расположенное в Мекке древнее святилище Кааба (в переводе с арабского – куб). В наружную стену этого храма встроена ниша с большим черным камнем (возможно, это метеорит). Паломники с глубокой древности поклонялись ему. Кроме черного камня в храме были выставлены идолы, изображавшие более 300 племенных божеств и духов, поэтому Кааба в эпоху джахилии считалась общим религиозным центром для многих племен полуострова.

Домусульманская поэзия арабов не содержит образа общего для всех первочеловека, подобного Адаму. Происхождение человека древние жители Аравийского полуострова связывали с землей, скалами, камнями, растениями, животными и птицами. Сохранились многочисленные свидетельства о существовании анимистических, фетишистских и тотемических представлений. Нет свидетельств о существовании собственно аравийского мифа о происхождении людей и мира в целом. Обычным было представление о существовании многих единичных предков – родоначальников отдельных племен.

Идеология родового общества Аравии не выработала ни представления об общем предке всех аравийских племен, ни общего арабского самосознания. Мир людей распадался на родоплеменные группы, изначально враждебные друг другу. Отсутствие единого предка приводило к тому, что различные

племена, близкие по происхождению, культуре и языку, не были связаны общностью идеологии. Отсутствовали объединяющие представления об общем прошлом, единых корнях, связывающей всех истории и историческом времени.

Большинство арабов были последователями древних языческих культов. Но в Аравии получили распространение и другие религиозные системы. Многие племена были знакомы с монотеистическими верованиями – христианством и иудаизмом. Иудаизм был представлен общинами евреев-торговцев, распространявших свое учение. Немало иудеев было в Ясрибе. Известно, что правители некоторых аравийских племен принимали иудаизм и объявляли его официальной религией. На протяжении ряда веков, особенно в городах, бытовало и христианство. Среди арабов были известны также идеи зороастризма и манихейства.

Возникновению ислама предшествовало появление ханифизма – ранней формы арабского единобожия. В V-VI вв. на юге Аравийского полуострова получило распространение религиозное движение ханифов – проповедников, учивших тому, что существует только один Бог, и только ему следует поклоняться. Эти учителя призывали людей отказаться от поклонения многочисленным языческим богам. Ханифизм так и не стал всеобщей религией, а история сохранила лишь отрывочные сведения о его учении. Однако ханифы, хоть и их проповедь не была принята арабскими племенами, стали своего рода предвестниками монотеизма.

Айдар Абуов,

председатель ОО "Конгресс религиоведов" РК, д.ф.н., профессор

Прочитано 813 раз

Время намаза

 
JoomShaper