Семь подземных чудес Мангистау (Часть 2)

Вторник, 21.07.2021

ПОДЗЕМНАЯ МЕЧЕТЬ КАРАМАН АТА

Подземная мечеть Караман ата и одноименный некрополь находятся в центральной части полуострова Мангышлак, в 35 км юго-западнее поселка Шетпе Мангистауского района, в 5 км западнее урочища Кандыбас. Некрополь Караман ата – это один из самых больших и древних некрополей Мангистау.

Некрополь состоит из туркменских стел, датируемых Средневековьем, каменных надгробий, множества саганатамов и мавзолеев (ІІ половина ХІХ – начало ХХ в.), построенных мастерами из рода Адай (мастера Омир Караулы и Назар Омирулы).

К западу от некрополя находится подземная мечеть Караман ата, которая состоит из трех основных помещений. Это коридор, молитвенный зал и круглое помещение, в котором, по преданию, находится склеп Караман ата.

М. Мендикулов датирует постройку мечети ХІІ в.

По преданиям, на могиле Караман ата было принято давать очистительную клятву. Караман ата вошел в историю мангистау­ских казахов как место «Клятвоприношение у Караман ата». Клятва, данная в этом месте, считалась священной и нерушимой.

Сохранились сведения середины XIX в. в «Преданиях адаевцев о святых, живших и умерших на Мангышлаке». В этих преданиях говорится о том, что Караман ата является сыном Ихсана (Есен ата) и внуком Чопан ата (Шопан ата). Он во всем был похож на деда, творил много чудес, построил мечеть в одном дне пути от могилы Шопан ата. После смерти Караман ата был похоронен вблизи мечети. Однако где именно, до сих пор неизвестно.

По другой легенде, Караман ата и Есен ата были детьми Шопан ата и был подземный переход, соединяющий две мечети этих святых, но со временем этот проход завалило.

Караман ата является одной из священных и почитаемых святынь у местного населения Мангистау.

НЕКРОПОЛЬ МАСАТ АТА

Находится в северо-западной части песков Бостанкум в 35 км к юго-востоку от поселка Уштаган.

Некрополь состоит из огузо-кипчакской и казахской частей. Огузо-кипчакская часть некрополя (XIV-XVIII вв.) представлена мавзолеем и многочисленными надгробиями типа «койтас» и «кошкартас». Казахская часть некрополя (XVIII-XIX вв.) расположена компактно на северо-восточной его окраине. Наряду с крупными сооружениями здесь в большом количестве встречаются кулпытасы с койтасами, установленные как отдельно, так и в комбинации с сандыктасами.

К юго-западу от некрополя находится полуподземная однокамерная мечеть, вырубленная в скале. Само помещение мечети небольшое, состоит из небольшого коридора, направленного в сторону Мекки, и небольшой залы округлой формы.

По легенде, некрополь связан со святым, прибывшим сюда из Мешхеда (откуда и название некрополя) во времена нашествия калмыков. Масат ата пользовался непререкаемым авторитетом как среди казахов, так и среди туркмен. Прослыл батыром, бесстрашно защищавшим свою землю от захватчиков. В народе сохранилось предание о том, как погиб Масат ата. Долгое время враги не могли найти его слабое место. Однажды во время утренней молитвы, когда от транса, в который впадал святой, все вокруг поменяло свое первоначальное состояние: и камень, и земля, и дерево, на него напали враги и отрубили ему голову. Голова святого скатилась на молельный коврик. Масат ата, вскочив, завернул свою голову в коврик и выбежал. За ним поскакала преданная своему хозяину кобылица с жеребенком. Кобылица спустя время испустила дух, а сам святой с жеребенком исчезли, став невидимыми. Следы святого, капли его крови, следы копыт его лошади и ее жеребенка навечно отпечатались на камнях.

БЕКЕТ АТА

Бекет Мырзагулулы (1750-1813 гг.) – философ и просветитель, выходец из рода Адай, населявшего Мангистау, Устюрт и Атырау. Он родился на территории современной Атырауской области, в поселке Аккиезтогай. Последним пристанищем Бекет ата считается мечеть в местности Огыланды, построенная в 1777-1780 гг.

Бекет ата с малых лет тянулся к знаниям и наукам, был особо одаренным. Обучался в Хорезме у Бакыржана кажы. В молодости он прославился как искусный военачальник и храбрый воин в сражениях за свободу с соседними воинственными туркменами и калмыками, за что народ прозвал его Ер Бекет. За его пророчества и предсказания народ уважал и почитал святого еще при жизни. От дяди по отцовской линии батыра Тама Есета Бекет ата унаследовал храбрость, а его становление на духовный путь, путь религии берет свое начало от родного дяди по матери Назаркожа. Как бы то ни было, и родословная семьи, и среда, в которой он рос, способствовали его воспитанию.

Бекет ата был великолепным ваятелем и архитектором, который развивал давние, старинные традиции постройки подземных сооружений. Он построил пять мечетей в местности Мангистау, Атырау, Устюрт и приложил огромные усилия для просвещения своего народа.

Первую мечеть – Акмечеть Бекет ата построил после окончания Хивинского медресе приблизительно в 1771-1775 гг. в Атырауской области, где похоронены его отец Мырзагул Жаналыулы и мать Жания, младший сын Тогай и прадед Жаналы Коскулакулы. Вторая мечеть построена в Старом Бейнеу, находится в 17 км к юго-западу от станции Бейнеу. На вершине мечети захоронен старший брат Бекет ата – Мендикул батыр. Третья мечеть была построена Бекет ата в местности Тобыкты, в 24 км к северо-западу от поселка Тиген. Четвертая мечеть была построена на территории плато Устюрт в местечке Байшагар (Баялы). Но в результате природно-климатических катаклизмов мечеть была разрушена. И пятая мечеть построена в местности Огыланды, где находится склеп Бекет ата. Этот памятник расположен в Каракиянском районе, в 85 км к северо-востоку от поселка Сенек, в живописном уголке Устюрта. Огыланды в переводе с туркменского означает «ребенок, дитя». По легенде, у кочевавших здесь племен туркмен в один год из-за эпидемии одного из инфекционных заболеваний умерло большое количество детей. Все они были захоронены на одном кладбище, которое впоследствии и назвали Огыланды, то есть детское. Еще при жизни Бекет ата завещал, чтобы паломники, прежде чем поклониться ему, посетили это место, которое местные жители тоже считают святым.

Как памятник истории и культуры подземная мечеть в Огыланды имеет огромное воспитательное значение для народа. Здесь не редеет поток почитателей, желающих получить исцеление и успокоение, поклониться святому.

ПОДЗЕМНАЯ МЕЧЕТЬ ШОПАН АТА

Священное для мусульман место. Расположена в юго-восточной части полуострова в местности Кызылсу (южная часть песков Туйесу), в 42 км к северо-востоку от поселка Кызылсай (Старый Узень). Памятник истории и архитектуры связан с именем одного из проповедников суфийского учения ислама, жившего примерно в XII-XIII вв.

Мечеть-гробница Шопан ата вырублена в массиве приовражной скалы. Здесь имеется молельная комната и две камеры захоронения: погребаль­ная камера, в которой, по преданию, похоронен сам Шопан ата, во второй камере, также по преданию, находится могила его дочери. Днем помещение освещается через круглый световой люк диаметром 1,2 м. Длинный деревянный шест, увешанный полосками ткани и рогами архаров, прислонен к стволу люка и выходит наружу на высоту более одного метра. Место, где стоит шест, считается священным.

Перед вхо­дом в мечеть, ориентированным на север, в сторону кладбища, стоит тутовое «священное дерево» с большой кроной, дающее летом густую тень и прохладу. Чуть ниже входа в мечеть находится колодец с пресной водой.

По легенде, Шопан ата является самым первым проповедником ислама, один из 362 учеников-мюридов великого средневекового философа и мистика Ходжи Ахмета Яссауи. После того как мюриды окончили свое обучение, Ходжа Ахмет собрал их всех и сказал: «Сейчас в это окно я брошу свой посох – эсу, а тому ученику, кто принесет мой посох, я прочитаю суру «Фатиха» и дам свое благословение – бата». Все ученики поспешно повскакивали со своих мест, покинув помещение. Лишь только Шопан ата дошел до двери и вернулся. На вопрос устаза, почему ты вернулся, Шопан ата ответил, что эса еще далеко летит на запад, на берег полуострова Мангышлак, и прежде чем найти эсу, надо получить ваше благословение. Ходжа Ахмет понял, что из всех учеников Шопан ата самый достойный и мудрый, благославляет его и прощается навсегда. Прибыв на Мангышлак, Шопан ата видит, что эса разрослась могучим тутовым деревом, рядом с которым сидел почтенный старец. После того как Шопан ата рассказал, что он мюрид великого Ходжи Ахмета, старец встает, обнимает его со словами: «Хвала Всевышнему, вот уже много лет я охраняю эсу, дождался-таки ее владельца». Старец выдает свою дочь замуж за Шопан ата, дарит им много голов скота и жилище. Слава об ученике Великого мистика и философа распространяется по всему полуострову, у Шопан ата появляются тысячи последователей. У него рождаются два сына: Исан ата (Эхсан) и Шагырыката (Шах-Рох), дочь Тергин-Биби.

В течение многих веков подземный комплекс был местом паломничества кочевников Мангышлака.

Все памятники взяты на государственный учет в 80-х годах прошлого века и начале 2000-х.

Гульмира САДЫРОВА, Актау

Фото археолога Андрея АСТАФЬЕВА

Автор благодарит Мангистауский историко-культурный заповедник за помощь в подготовке материала

Прочитано 277 раз

Время намаза

 
JoomShaper