Одновременно с этим на «мусульманском поле» Казахстана образовались и проблемные точки. Это неоднородность, фрагментированность мусульманской уммы, практически неизбежная в условиях постсоветского, секуляризованного в недавнем прошлом общества; религиозная неграмотность основной части населения; наличие ряда нерешенных социальных проблем, усугубляющихся на фоне присущей исламу особой чувствительности к вопросам социальной справедливости. При этом в хронологическом срезе с 1991 г. до наших дней можно наблюдать стабильный рост числа убежденных в том, что религия должна играть определенную роль в государственном строительстве (на данный момент – 23,9%), и, наоборот, уменьшение числа сторонников полного отделения религии от государства (на данный момент – 66,6%, всего 3-5 лет тому назад этот же показатель был равен примерно 85%).
Помимо фрагментированности и разобщенности мусульманской уммы еще одну серьезную проблему (точнее будет сказать – задачу) представляет собой выбор правильного пути религиозного развития мусульманской общины Казахстана на фоне постепенного отказа от так называемого «традиционного казахского ислама» – своеобразного «синтеза» ханафитского мазхаба и доисламских верований и традиций казахов. Консервация местной формы религиозности обуславливалась до 1917 года кочевым образом жизни значительной части казахов, а в советский период – политикой государственного атеизма, вытеснившей казахский ислам в сельскую местность. Однако в новых условиях глобализации дальнейшая консервация такого «местного ислама» оказывается объективно невозможной, тем более что, как говорилось выше, «эстафета» развития религии у нас перешла от аула к большому городу. Более того, переход к аутентичной форме ислама в Казахстане неизбежен. Однако крайне желательно, чтобы в роли «чистого ислама», приходящего на смену исламу «традиционно-казахскому», оказалась именно традиционная для Центральной Азии форма суннизма, основанная на традициях ханафитского мазхаба, а не, к примеру, радикальный ваххабизм и сопутствующий ему ханбалитский мазхаб (наиболее жесткий из четырех существующих).
Наиболее опасным сценарием развития религиозной ситуации может стать превращение ислама в «религию низов». Для его предотвращения необходимо как эффективное решение социально-экономических вопросов, так и обретение казахстанской уммой полной социальной структуры. В качестве одного из главных шагов в этом направлении весьма желательно постепенное создание в Казахстане прослойки мусульманских интеллектуалов, сочетающих исламскую и светскую образованность.
Первым шагом могло бы стать официальное признание в системе образования РК специальности «Теология (исламская)» со своим собственным шифром в классификаторе, а также открытие (в порядке эксперимента) хотя бы одного теологического факультета в каком-либо из ведущих вузов РК. При этом желательно опираться на методологический и административный опыт теологических факультетов стран дальнего зарубежья – как мусульманских, так и западных. Данная мера также может быть приурочена к вступлению Казахстана в должность председателя ОИК в 2011 г.
Несмотря на существующие проблемы, специфика нынешнего положения мусульманской уммы Казахстана несет в себе и неожиданно широкие возможности. Последнее особенно актуально в контексте председательства нашей страны в ОИК.
Именно в Казахстане сегодня имеются в наличии все условия, например, для проведения тщательного и беспристрастного научного исследования такой актуальнейшей для большей части исламского мира проблемы, как взаимоотношения между светским государством, с одной стороны, и исламским обществом – с другой. Предстоит ответить на ряд вопросов сугубо теоретического характера: исторический генезис и точное определение современных границ самого понятия «светскость», его модификации в различных культурологических контекстах; различия (как реальные, так и мнимые) между светской и исламской концепцией государства и тому подобные, требующие серьезной научной разработки. Главной проблемой здесь является то, что в большинстве современных мусульманских стран политическая конъюнктура делает такого рода исследования затруднительными или даже невозможными – либо из-за характера теократических режимов, либо из-за перманентно жесткого противостояния светского государства и политического ислама.
Кроме того, в мире в целом имеется крайне мало специалистов, одинаково уверенно владеющих знанием и методологическим аппаратом светских наук – социологии, юриспруденции, современных экономических концепций, с одной стороны, и исламской юриспруденцией, экономикой и концепцией общественных отношений – с другой.
Гармоничность и относительная бесконфликтность светско-исламских отношений, отличающая Казахстан от большинства мусульманских стран, реально позволяет научному сообществу Казахстана спокойно и беспристрастно заниматься исследованиями, избегая немедленного проецирования результатов исследований на современную реальность казахстанского общества. При этом, разумеется, следует, опираясь на уже имеющиеся в мировой науке наработки, внимательно изучать ситуацию в мусульманском зарубежье – ближнем и дальнем.
Безусловно, следует заметить, что приведенные выше особенности казахстанского общества существуют во многом за счет религиозной индифферентности значительной его части, которая (индифферентность) объективно играет амортизирующую роль. Исторические причины такого положения дел - тем более сложны и неоднозначны. Тем не менее, само по себе оно объективно дает нам редкие возможности, которые необходимо конструктивно использовать, а не игнорировать и упускать..
Впрочем, эта гармония является достаточно хрупкой, и может быть легко нарушена в результате недостаточно продуманных действий – как со стороны радикально настроенной части верующих, так и (в не меньшей степени) со стороны госорганов. Так, например, заслуживает дополнительного и весьма серьезного осмысления, на наш взгляд, озвученный недавно законопроект о запрете на ношение хиджаба и совершение намаза в учебных заведениях, включая вузы. Подобное предложение отнюдь не вытекает автоматически из светского характера казахстанской государственности. Нам надо бы изучить соответствующий опыт Турции, где «запрет на платки», введенный в 1967 году, положил начало ценностному расколу общества, последствия которого Турция с большим трудом преодолевает по сей день.
В заключение хотелось бы сказать, что современный Казахстан реально обладает большим потенциалом для того, чтобы не оставаться впредь периферией мусульманского мира и пассивным объектом его воздействия. Напротив, наша страна может дать этому миру многое из того, в чем он сегодня остро нуждается.