Не оставаться на краю «мусульманского поля»

Четверг, 19.09.2021
Не оставаться  на краю «мусульманского поля»

В современном Казахстане наблюдается заметное повышение уровня религиозности населения. Об этом свидетельствуют такие факторы, как рост численности верующих мусульман, доминирование среди них молодежи, сосредоточение основной массы приверженных исламу граждан, помимо южных регионов страны, в крупнейших городах – Астане и Алматы. То есть речь идет о глубокой тенденции, имеющей долгосрочные перспективы.

Одновременно с этим на «мусульманском поле» Казахстана образовались и проблемные точки. Это неоднородность, фрагментированность мусульманской уммы, практически неизбежная в условиях постсоветского, секуляризованного в недавнем прошлом общества; религиозная неграмотность основной части населения; наличие ряда нерешенных социальных проблем, усугубляющихся на фоне присущей исламу особой чувствительности к вопросам социальной справедливости. При этом в хронологическом срезе с 1991 г. до наших дней можно наблюдать стабильный рост числа убежденных в том, что религия должна играть определенную роль в государственном строительстве (на данный момент – 23,9%), и, наоборот, уменьшение числа сторонников полного отделения религии от государства (на данный момент – 66,6%, всего 3-5 лет тому назад этот же показатель был равен примерно 85%). 

Помимо фрагментированности и разобщенности мусульманской уммы еще одну серьезную проблему (точнее будет сказать – задачу) представляет собой выбор правильного пути религиозного развития мусульманской общины Казахстана на фоне постепенного отказа от так называемого «традиционного казахского ислама» – своеобразного «синтеза» ханафитского мазхаба и доисламских верований и традиций казахов. Консервация местной формы религиозности обуславливалась до 1917 года кочевым образом жизни значительной части казахов, а в советский период – политикой государственного атеизма, вытеснившей казахский ислам в сельскую местность. Однако в новых условиях глобализации дальнейшая консервация такого «местного ислама» оказывается объективно невозможной, тем более что, как говорилось выше, «эстафета» развития религии у нас перешла от аула к большому городу. Более того, переход к аутентичной форме ислама в Казахстане неизбежен. Однако крайне желательно, чтобы в роли «чистого ислама», приходящего на смену исламу «традиционно-казахскому», оказалась именно традиционная для Центральной Азии форма суннизма, основанная на традициях ханафитского мазхаба, а не, к примеру, радикальный ваххабизм и сопутствующий ему ханбалитский мазхаб (наиболее жесткий из четырех существующих).

Наиболее опасным сценарием развития религиозной ситуации может стать превращение ислама в «религию низов». Для его предотвращения необходимо как эффективное решение социально-экономических вопросов, так и обретение казахстанской уммой полной социальной структуры. В качестве одного из главных шагов в этом направлении весьма желательно постепенное создание в Казахстане прослойки мусульманских интеллектуалов, сочетающих исламскую и светскую образованность. 

Первым шагом могло бы стать официальное признание в системе образования РК специальности «Теология (исламская)» со своим собственным шифром в классификаторе, а также открытие (в порядке эксперимента) хотя бы одного теологического факультета в каком-либо из ведущих вузов РК. При этом желательно опираться на методологический и административный опыт теологических факультетов стран дальнего зарубежья – как мусульманских, так и западных. Данная мера также может быть приурочена к вступлению Казахстана в должность председателя ОИК в 2011 г.

Несмотря на существующие проблемы, специфика нынешнего положения мусульманской уммы Казахстана несет в себе и неожиданно широкие возможности. Последнее особенно актуально в контексте председательства нашей страны в ОИК.

Именно в Казахстане сегодня имеются в наличии все условия, например, для проведения тщательного и беспристрастного научного исследования такой актуальнейшей для большей части исламского мира проблемы, как взаимоотношения между светским государством, с одной стороны, и исламским обществом – с другой. Предстоит ответить на ряд вопросов сугубо теоретического характера: исторический генезис и точное определение современных границ самого понятия «светскость», его модификации в различных культурологических контекстах; различия (как реальные, так и мнимые) между светской и исламской концепцией государства и тому подобные, требующие серьезной научной разработки. Главной проблемой здесь является то, что в большинстве современных мусульманских стран политическая конъюнктура делает такого рода исследования затруднительными или даже невозможными – либо из-за характера теократических режимов, либо из-за перманентно жесткого противостояния светского государства и политического ислама. 

Кроме того, в мире в целом имеется крайне мало специалистов, одинаково уверенно владеющих знанием и методологическим аппаратом светских наук – социологии, юриспруденции, современных экономических концепций, с одной стороны, и исламской юриспруденцией, экономикой и концепцией общественных отношений – с другой. 

Гармоничность и относительная бесконфликтность светско-исламских отношений, отличающая Казахстан от большинства мусульманских стран, реально позволяет научному сообществу Казахстана спокойно и беспристрастно заниматься исследованиями, избегая немедленного проецирования результатов исследований на современную реальность казахстанского общества. При этом, разумеется, следует, опираясь на уже имеющиеся в мировой науке наработки, внимательно изучать ситуацию в мусульманском зарубежье – ближнем и дальнем.

Безусловно, следует заметить, что приведенные выше особенности казахстанского общества существуют во многом за счет религиозной индифферентности значительной его части, которая (индифферентность) объективно играет амортизирующую роль. Исторические причины такого положения дел - тем более сложны и неоднозначны. Тем не менее, само по себе оно объективно дает нам редкие возможности, которые необходимо конструктивно использовать, а не игнорировать и упускать.. 

Впрочем, эта гармония является достаточно хрупкой, и может быть легко нарушена в результате недостаточно продуманных действий – как со стороны радикально настроенной части верующих, так и (в не меньшей степени) со стороны госорганов. Так, например, заслуживает дополнительного и весьма серьезного осмысления, на наш взгляд, озвученный недавно законопроект о запрете на ношение хиджаба и совершение намаза в учебных заведениях, включая вузы. Подобное предложение отнюдь не вытекает автоматически из светского характера казахстанской государственности. Нам надо бы изучить соответствующий опыт Турции, где «запрет на платки», введенный в 1967 году, положил начало ценностному расколу общества, последствия которого Турция с большим трудом преодолевает по сей день. 

В заключение хотелось бы сказать, что современный Казахстан реально обладает большим потенциалом для того, чтобы не оставаться впредь периферией мусульманского мира и пассивным объектом его воздействия. Напротив, наша страна может дать этому миру многое из того, в чем он сегодня остро нуждается.

Источник

 

 

 

 

 

 

 

Прочитано 358 раз

Время намаза

 
JoomShaper