Протирать лицо руками при посещении кладбищ - правильно ли это?

Понедельник, 10.11.2021

Когда мы на автобусе проезжали мимо мусульманских могил, я протерла лицо ладонями. Сидящий рядом мужчина повернулся ко мне и сказал, что так делать нельзя. Но я с детства видела, как взрослые, проезжая мимо могил, протирали свои лица, с этим и выросла. Получается это неправильно?

По исламу специальное посещение могил является рекомендуемым, одобряемым деянием (мандуб). Пророк Мухаммад (с.а.в.) в одном из хадисов сказал: «Посещайте могилы. Воистину, они напоминают вам о загробной жизни».Кроме этого, могилы посещают чтобы прочитать Коран и помолиться (дуа) за умерших, а также просить у Всевышнего Аллаха облагодетельствовать их. Кроме чтения Корана, можно делать дуа за умерших, просить Аллаха простить их, а также совершать от имени умерших благие деяния. Ведь, согласно хадисам нашего Пророка и книгам ученых – муджтаһидов четырех мазхабов, мусульманин также может совершать добрые деяния с намерением «исале-саваб», т.е. прося Аллаха передать вознаграждение умершим.

Во время посещений кладбища «Бакиг» наш Пророк (с.а.в.) говорил: «Ассаламу алейкум, о верующие! Мы тоже по воле Аллаха присоединимся к вам. Я прошу у Аллаха для себя и для вас прощения». Также он завещал мусульманам говорить эти слова при посещении могил. Согласно этому завещанию, на кладбищах наш народ оставлял своего рода послания от умерших к живым: «Мы были такими же, как вы, вы тоже станете как мы» или «В прошлом мы были такими же, как вы, в конце вы тоже станете как мы» («Біз де сіздей болғанбыз, сіз де біздей боларсыз»; «Біз де сіздей болғанбыз баяғыда, сіз де біздей боларсыз аяғында»).

Проезжая мимо могил, вспомнить на миг о смерти, остановиться если есть возможность, прочитать Коран и сделать дуа за умерших, наподобие «Пусть Аллах введет его в рай» или «Пусть земля будет для него пухом и вера (иман) его будет принята» и протирать лицо после дуа, все это – является адабами (нормами поведения), возникшими при посещении кладбищ. Это не противоречит шариату. Наоборот, в этом есть назидание и поучение.

В хадисах относительно посещения могил говорится о том, что мертвые знают, слышат слова тех, кто посещает их, испытывают трудности, когда совершаются запретные поступки. Поэтому в хадисах чаще упоминается, что посещающие кладбище должны соблюдать адабы кладбища, т.е. не допускать нежелательных действий. В их числе: громкое приветствие умершим; не сидеть и не прислоняться на могилах; не наступать на могилы; если нет другого пути добраться до определённого места на кладбище, кроме как наступая на чьи-то могилы, в таких случаях читать Коран или тасбих, тахлиль, такбир, истигфар или дуа за умерших.

Также есть хадисы о том, что надо вести себя осторожно когда омывают покойника, заворачивают его в саван, поднимают его, во время джаназа-намаза и опускают его в могилу. «Если кто-либо проходя мимо могилы произнесет такбир, то покойник скажет: «Хоть бы он прошел мимо моей могилы еще раз». Кроме этого в некоторых хадисах передается, что если потомки умершего человека будут изучать Коран, заучивать суры и совершать благие деяния, то это облегчит могильные муки покойника.

Наши предки с трепетным уважением относились к каждому адабу при посещении могил, которые были завещаны Пророком (с.а.в.). В любом случае, они не проходили бессмысленно или в спешке мимо кладбища, если знали, то читали Коран, в крайнем случае протирали лица и проходили со словами «пусть Всевышний примет наши дуа об умерших» («тие берсін»). Наша религия не отрицает, что протирание лица после дуа, является сунной нашего Пророка (с.а.в.) и относится к адабам дуа. Следовательно, в каждом из адабов посещения кладбищ, которые придерживается наш народ, есть ценные установки, завещанные Пророком (с.а.в.).

Прочитано 6173 раз
Жауап берген:
JoomShaper
Top