Айнур Абдирасилкызы: «Большинство запрещенных материалов относятся к салафитскому течению»

Понедельник, 25.07.2021

Предлагаем вашему вниманию интервью с директором научно-исследовательского и аналитического центра по вопросам религии Комитета по делам религий Министерства культуры и спорта РК, кандидатом филологических наук Айнур Абдирасилкызы.

– Айнур Абдирасилкызы, как Вы знаете, вопрос современной религиозной ситуации является одним из самых актуальных тем общественной значимости. В этой связи мы бы хотели, чтобы Вы подробно познакомили читателей с деятельностью возглавляемого Вами центра по изучению религиозной ситуации в стране. В целом, каким образом осуществляется изучение религиозной ситуации?

– Любая исследовательская работа предусматривает научно-теоретическую сторону и прикладной, практический аспект, и только в случае реализации двух аспектов в комплексе, дает эффективный и реальный результат. Поэтому наш центр, изучая в первую очередь отечественный и зарубежный опыт исследования религиозной ситуации, занимается разработкой методических пособий и информационно-справочных материалов.   

Так, исследование религиозной ситуации централизованно проводится на основе подготовленной методики. В этой связи сформировались два основных способа изучения религиозной ситуации в стране. Первый – текущие информационно-аналитические исследования, второй - практические (региональные) исследования. 

Текущие исследования проводятся на постоянной основе и включают в себя результаты проводимого мониторинга конфессиональных и светских СМИ и интернет-ресурсов, итоги деятельности Управлений по делам религий и Центров исследования проблем религий при местных акиматах, деятельность религиозных объединений, произошедшие события и организованные мероприятия, исследования и заключения экспертного сообщества, религиозной ситуации за рубежом.

Суть практических-региональных исследований заключается в специальной полевой работе, проводимой сотрудниками Центра методом включенного наблюдения, которые проводят мероприятия различного направления в непосредственном контакте с населением.  Прежде чем приступить к практическим исследованиям, в первую очередь нами анализируются работа и результаты социологических исследований, проводимых Управлениями по делам религий и Центрами исследования проблем религий при местных акиматах, осуществляющих непосредственный контроль за религиозной ситуацией в регионе. После посещения региона результаты этого анализа сравниваются с реальным положением дел в регионе.

В этих целях проводятся встречи и фокус-группы с различными категориями населения. Посредством метода анкетирования проводятся опросы в целях изучения мнения населения о религиозной ситуации в стране. В формате вопроса-ответа проводится один из качественных методов  исследования - фокус-группа. Изучаются публикации местных печатных и электронных СМИ. Ведется анализ деятельности религиозных объединений и принадлежащих им благотворительных фондов. Кроме того изучается деятельность представителей нетрадиционных религиозных течений.  

Анализируя результаты данных работ, выводится итог о реальном состоянии религиозной ситуации в регионе. Не только прогнозируются, но и обозначаются будущие направления, выясняется, в какой сфере необходимо больше прилагать усилий и какие меры следует усовершенствовать. Говоря цифрами, в ходе командировок в регионы в 2015 году было организовано 183 мероприятия с охватом населения в 10283 человека, проведен анкетный опрос 2105 участников. А результаты исследований направлялись не только в Комитет по делам религий и соответствующие государственные органы, но и периодически издавались в виде статей, интервью на страницах СМИ, тем самым были представлены общественному вниманию.

– Кто подпадает под различные категории населения, о которых Вы упомянули? Региональные исследования проводятся в течение года или запланированы на какой-либо конкретный период?

– Представители религиозных объединений, жамагат мечети, трудовые коллективы, студенческая молодежь, учащиеся школ, преподаватели курса «Основы религиоведения», государственные служащие, члены информационно-разъяснительных групп, женская аудитория, безработные, самозанятые, отбывающие наказание в исправительных учреждениях - исследовательская работа включает представителей перечисленных групп с возможно большим охватом населения.    

Работа с каждой аудиторией имеет свои особенности и трудности. Для каждой группы,  которой свойственны различные уровни восприятия и оценки религиозной ситуации, интересующие вопросы и ценности, необходимо использование подходящего для данной аудитории языка, темы и методики. Анкеты также составляются в зависимости от аудитории. Все это лишь часть исследовательской работы, а проведение анализа по результатам анкетирования, в свою очередь, является весьма трудоемким и сложным процессом.

Если подойти к вопросу сроков, то впервые внедренные нами в практику региональные исследования были проведены в период с апреля по ноябрь в течение восьми месяцев прошлого года. На этот год исследования запланированы на период с августа по ноябрь. При этом практика региональных исследований не ограничивается только специальными полевыми исследованиями. В течение года в центр поступает большое количество запросов по проведению лекций в составе Информационно-разъяснительных групп и обучающих семинаров для членов групп. На такие мероприятия направляются сотрудники, специализирующиеся по соответствующим темам религиозной сферы. Кроме этого, мы принимаем участие в запланированных информационно-разъяснительных мероприятиях Комитета по делам религий, часто выезжаем в регионы страны. В некоторых случаях в отдельных регионах проводим двух-трехдневные семинары с участием нескольких наших специалистов. В ходе таких мероприятий наряду с исследовательскими работами, проводим анализ и опросы. В результате проведения на системной основе всех вышеизложенных работ подготавливается аналитическая работа о состоянии и тенденциях развития религиозной ситуации в стране.

– Из нашего разговора выясняется, насколько интересна и трудна сфера исследования религиозной ситуации. Однако, известно, что деятельность Центра не ограничивается вышесказанным. Для того, чтобы предоставить читателю более полную информацию, расскажите о других аспектах Вашей деятельности.

–  В нашем Центре наряду с мониторингом религиозной ситуации проводятся научно-прикладные исследования в сфере религии, а также религиоведческая экспертиза на религиозную литературу, информационные материалы и предметы религиозного назначения. Разрабатываются информационно-справочные и методические материалы, научные и аналитические работы по вопросам государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений, деятельности религиозных объединений, религиозного образования и религиоведческой экспертизы. В обязанности нашего Центра также входит непосредственное участие в работе и методическое обеспечение Информационно-разъяснительных групп по вопросам религий, созданных на республиканском уровне и осуществляющих свою деятельность в каждом регионе страны. Помимо этого согласно отдельному плану на основе запроса сотрудники Центра читают лекции по актуальным вопросам религиозной ситуации трудовым коллективам различных государственных учреждений - правоохранительным органам, воинским частям, учреждениям образования и науки, медицинским организациям.    

Организация запланированных обучающих семинаров и разноформатных мероприятий, проведение целевой работы с молодежью и женской аудиторией является одним из значимых направлений работы Центра. Кроме того проводится работа по сопровождению и контентному наполнению нашего официального сайта и социальных сетей.

По вышеобозначенным направлениям подготавливается большое количество изданий, которые направляются в региональные Управления по делам религий с последующим распространением по всей республике. Только за 2015 год были подготовлены и выпущены на двух языках свыше 20-ти актуальных изданий, таких как сборник материалов «Государственно-конфессиональные отношения Республики Казахстан» для директоров школ, руководителей учебных заведений, инспекторов  по делам несовершеннолетних; пособие для преподавателей курса «Основы религиоведения»; с 5 по 7 выпуск серии изданий «20 вопросов и ответов по актуальным вопросам в сфере религии»; «Настольная книга религиоведа»; информационно-справочный материал «Светское государство и межконфессиональные отношения: теория и практика»; методические рекомендации «Практические вопросы исследования религиозной ситуации в регионах»; сборник исследований «Актуальные вопросы религиозной ситуации в Казахстане»; настольная книга «В помощь имаму» и сборник на тему «Религиоведческие исследования».

–  В данном контексте подойдем к вопросу, вызывающем широкую дискуссию в современном обществе. Тематика последних террористических акций не сходит с повестки дня. Особенно, было опубликовано множество материалов по ситуации в Актобе. Ваша статья «События в Актобе доказали угрозу салафизма» также вызвала большой интерес у большинства читателей. В этой связи каково Ваше мнение относительно тех, кто считает, что причина Актюбинского теракта лежит в несоответствующем выполнении работы специалистами правовой и религиозной сферы?  

– В истории не бывает безупречной деятельности. В каждой сфере в зависимости от сложности поставленных задач, имеются свои неизбежные трудности и постоянные препятствия. Это - закономерный процесс, неразрывно связанный с развитием самого государства.  

Но, с тем, что причиной событий в Актобе является несоответствующее исполнение работы специалистами этой сферы, я категорически не согласна. Обычно к таким поверхностным взглядам склонны люди, не имеющие полных сведений об этой сфере. Справедливости ради хочу заметить, если говорить только о религиозной сфере, то по степени активности из всех 16 регионов страны деятельность актюбинских коллег была одной из передовых. В этом регионе налажена совместная работа Управления по делам религий при местном акимате, открытого по его инициативе реабилитационного центра «Ансар», местных правоохранительных органов и филиалов Духовного управления мусульман Казахстана. Стабильность религиозной ситуации в регионе за последние четыре года - это результат огромных усилий данных учреждений. Среди тех, кто впервые разработал методическое пособие по возвращению лиц,  подвергшихся влиянию деструктивных и радикальных течений, применили его на практике и достигли при этом значительного результата, тоже следует отметить актюбинских специалистов.     

– Возникает закономерный вопрос: «Почему тогда именно в этом регионе снова проявился терроризм?»

– Данный вопрос связан с ситуацией в регионе в целом. Наверняка,многие еще не успели забыть, что в 2011-2012 годы теракты чаще всего происходили именно в Актобе. Изначально религиозная ситуация не только в Актобе, но и в западном регионе в целом сформировалась как напряженная. Это связано с несколькими причинами. Во-первых, западный регион Казахстана - пограничная с Россией территория, и именно близость границы по особенному влияет на религиозную ситуацию. В период 2000-2011 гг. отголосок от беспрерывных террористических актов, прошедших в Дагестане, в первую очередь достиг западного региона. Как известно, из числа казахстанцев, отправившихся в Дагестан для осуществления терактов, были уроженцы западного региона. То есть террористические события, произошедшие в соседнем государстве в определенной степени повлияли на сознание западников.     

Во-вторых, промышленно-нефтяной западный регион является стратегически важным регионом в Казахстане. Очевидно, что внешние провокационные силы, преследующие геополитические интересы, большое внимание уделяют нарушению внутренней стабильности и укреплению своего влияния именно в этом регионе Казахстана. Поэтому в одно время в западном регионе в большом количестве сосредоточились и осуществляли активную деятельность представители нетрадиционных религиозных течений, заручившиеся поддержкой внешних заинтересованных сил. Несмотря на то, что проводились соответствующие информационно-разъяснительные работы, а также в необходимых случаях применялись оперативные меры по противодействию им, тем не менее как говорится «Не пойман - не вор», большое число таких «не пойманных» рассеялось среди народа. По истечению времени заново проявились отголоски этого процесса.

В-третьих, местному населению промышленного региона характерно свойство группирования и сплоченности, и это обуславливает необходимость в активном идеологическом ориентире. Представители нетрадиционных религиозных течений, использовав в своих целях эту необходимость, успели навязать агрессивную идеологию.

В-четвертых, как известно, религиозное рвение и отношение к религиозным ценностям в каждом регионе отличаются в соответствии с особенностями менталитета данного региона. Если в южном регионе республики наблюдается относительно активное, в центральном – умеренное, а в северном – относительно нейтральное отношение, то у представителей западного региона религиозные представления и чувства неразрывно связаны с практической стороной. Действия нетрадиционных течений в этом фоне подвтерждают, что ревностно защищающую религиозные ценности воинственность можно использовать и в ином русле. 

На сегодняшний день ровно половина из 670 материалов экстремистского содержания, запрещенных по решению суда на территории Республики Казахстан, то есть 334 относится к салафитскому течению, из них 226 были запрещены по решению местных судов западного региона. Этот факт также является определенным показателем религиозной ситуации в западном регионе.

– Расскажите подробнее про последние положения. Кому принадлежат салафитские материалы, запрещенные по решению суда?

–  Среди данных материалов множество трудов Ибн Таймии, Ибн Бааза, считающихся известными идеологами салафитского течения, современных лидеров, шейхов, выносящих фетвы, активных проповедников. Среди материалов встречаются не только объемные книги, но и интернет-материалы разного объема, в том числе тексты, аудио-видеозаписи, лекции, проповеди и призывы. Среди салафитских проповедников, чьи труды запрещены, к сожалению, есть и наши соотечественники, такие как Дильмурат Абу Мухаммад. Анализ и разъяснение этих материалов, раскрытие негативной сущности идеологии представляет большую значимость для современного казахстанского общества, в связи с чем сотрудники нашего Центра планируют выпустить отдельный аналитический материал в этом направлении. 

– В дискуссиях в интернете относительно вопроса запрета салафизма встречаются такие высказывания, как «Нет оснований запретить течение, которое не сформировалось как организация». В данном контексте не могли бы Вы раскрыть эту тему: существует ли на практике процесс запрета этого течения?

–  Еще как! В Таджикистане, Дагестане, Узбекистане, столкнувшихся ранее и в большей степени чем наше государство с угрозой, исходящей от нетрадиционных религиозных течений, были приняты законодательные документы, запрещающие деятельность течения салафия. В этих государствах понятия «салафизм» и «ваххабизм» употребляется  как тождественные понятия. Следует отметить, что в России была запрещена в качестве террористической организации «Аль-Каида в странах исламского Магриба» с первичным названием «Салафистская группа проповеди и джихада». Россияне также запретили деятельность «Международной организации Нурджулар» несмотря на то, что она не имеет отношение к зарегистрированным на их территории религиозным объединениям и организациям, а также деятельность турецких лицеев с таким аргументом, что они «пропагандируют идеологию нурджулар». То есть оба примера служат доказательством запрета экстремистских организаций исключительно в идеологическом плане.

Многие страны поддерживают меры, запрещающие не только целую идеологию, но и отдельные идеи, наименования, символы, которые представляют угрозу безопасности государства.  

Не будем далеко ходить, обратим внимание на законы Республики Казахстан «О противодействии экстремизму», «О противодействии терроризму», «О национальной безопасности». Как обозначено в статье 3-й Закона «О противодействии экстремизму», не допускается использование наименований организаций, признанных в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, экстремистскими, в наименованиях создаваемых организаций. В статье 13-й этого же Закона при проведении мирных собраний, митингов и демонстраций не допускается использование экстремистской символики. К примеру, если вы по незнанию в благих целях использовали символику запрещенной экстремисткой организации в ходе общественных акций, к слову, черный флаг организации ДАИШ или его фотографию, то это будет квалифицироваться как использование экстремистской символики.  Если обратить внимание на Закон «О противодействии терроризму», можно заметить, что в качестве основного понятия используется словосочетание «идеология насилия». Это понятие является основным мерилом, определяющим появление террористических действий, а также сопровождает весь текст закона. 

Основную часть Закона «О национальной безопасности» составляют правила обеспечения информационной безопасности, в этом же тексте обозначены соответствующие с ними запреты. А информационное пространство - идеологическая сфера, всем известно, что через информацию пропагандируется идея.

В этом законе утрата культурного и духовного наследия народа Республики Казахстан рассматривается в качестве одной из основных угроз национальной безопасности. А каким образом осуществляется утрата культурного и духовного наследия народа? Только через идею и идеологию, направленную на разрушение. Предупреждение этой угрозы означает предупреждение негативной идеологии.

Одним из заслонов, преграждающих распространение идеологии деструктивных течений в стране является – религиоведческая экспертиза, проводимая Комитетом по делам религий. В ходе экспертизы в первую очередь под объект исследования подпадает идея. То есть все вопросы экспертизы, такие как «Содержатся ли в материале признаки политического, религиозного или национального экстремизма?», «Содержатся ли в материале признаки посягательства на права, свободы и законные интересы человека и гражданина в зависимости от его религиозной принадлежности или отношения к религии?», «Содержатся ли в материалах признаки побуждения граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий?», «Имеются ли в материалах идеи, способствующие отказу от получения светского образования, профессии, оплачиваемого труда и оказания медицинской помощи, призывы к разрушению семьи по религиозным мотивам?» Одним словом, все в первую очередь ориентировано на выявление идеи. То-есть,посредством анализа идеиобъект религиоведческой экспертизы получает положительное или отрицательное заключение. В соответствии с ним выносится решение по вопросу распространения или нераспространения данного объекта на территории страны. 

В завершении хочется отметить следующее: известно, что по решению Сарыаркинского суда города Астаны от 18 августа 2014 года «Ат-такфир уаль-хиджра» была признана экстремистской организацией и ее деятельность запрещена на территории Казахстана. Такфиризм, имеющее единую идеологическую основу с салафизмом, является одним из его течений. Поэтому можно сказать, что процесс запрета такфиризма служит началом прекращения деятельности салафитских течений. Следующим этапом является, как говорилось выше, запрет на салафитскую литературу. Если запретить идеологию и деятельность этого течения, то данный процесс полностью завершится.

– Последний и традиционный вопрос: Как Вы оцениваете современную религиозную ситуацию с учетом последних событий?

–  Погода какой-либо страны не определяется на момент бури. Только с учетом всей имеющейся погоды – бури, ливни, ясные дни, можно определить к какому климатическому поясу относится страна. Возможно, некоторые личности воздерживаются дать оценку религиозной ситуации после прошедших буквально недавно террористических событий в стране и их последствий. Особенно в период желтого уровня террористической угрозы является обыденным явлением тот факт, что уровень оценки может быть неустойчивым.

При этом, какими бы пагубными и трагическими те события ни были, нельзя говорить о том, что отдельные события могут повлиять на ситуацию в целом до неузнаваемости. К сожалению, от угрозы терроризма, переросшего в проблему глобального уровня, ни одна страна, в том числе и Казахстан, не может быть полностью защищена. 

Признавая достижения и не скрывая имеющиеся угрозы, следует оценивать современную религиозную ситуацию в стране как относительно стабильную.

−  Спасибо за интервью!

 

 

 

Прочитано 1193 раз
JoomShaper
Top