Дилемма выбора между светским и религиозным образованием возникает из-за незнания и крайностей

Понедельник, 02.03.2022
Дилемма выбора между светским и религиозным образованием возникает из-за незнания и крайностей

На официальном сайте «Nur.kz» была опубликована статья «В Кызылорде под заголовком «Школьники пропускают занятия ради пятничного намаза», еще больше подстегнувшая дилемму соотношения религии и школьного образования. Бесспорно, Казахстан является светским государством, где обязательное среднее образование, за исключением религиозных учебных заведений, носит светский характер. Именно об это речь пойдет в нашем материале.

В памяти еще свежа конфликтная ситуация и судебные постановления, когда в начале учебного года из-за ношения платков нескольких девочек в разных регионах не допускали к школьным занятиям. Тогда это была крайняя мера, до которой были долгие переговоры директоров с родителями учениц. Допустить повторения подобной ситуации, когда суд – это последняя инстанция, регулирующая несоответствия между религиозными взглядами населения и нормами государства, значит подвергнуть республику риску нестабильности. Риск таится в угрозе целостности и единства общества.

Наличие проблем в данной сфере указывает на то, что не только среди подростков, но и взрослого населения сохраняется низкий уровень правовой и религиозной информированности, просвещенности. Постараемся объяснить почему.

В официальном заявлении Комитета по делам религий МКС РК сказано: «Никто не имеет права по мотивам своих религиозных убеждений отказываться от исполнения обязанностей, предусмотренных Конституцией и законами Республики Казахстан (пункт 7 статьи 3 Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях»). Более того, согласно статье 70 Кодекса Республики Казахстан о браке (супружестве) и семьи, родители обязаны обеспечить получение ребенком обязательного среднего образования. Одновременно статьей 49 Закона РК «Об образовании» закреплена обязанность родителей обеспечивать посещение детьми занятий в учебном заведении». Иными словами, ответственность за регулярное посещение или не посещение школьных занятий несут родители.

Если рассматривать данный вопрос с религиозной точки зрения, то очевидно – нарушение законов государства, гражданином которого является мусульманин, не приветствуется нормами ислама. Чтобы наши слова не были голословны, приведу наглядный пример. В недавно принятой Платформе мусульман Казахстана есть отдельная глава «Отношение ислама к науке, образованию и воспитанию».  В ней четко прописано: «Получить образование – это основная обязанность в Исламе. Первый ниспосланный аят начинается со слова «Читай». Ислам призывает, наряду со знанием Корана и сунны, получать и светское образование.

Мусульмане, зная о своих обязанностях исполнения норм закона в сфере образования, не препятствуют получению своими детьми полного среднего образования для разностороннего развития, а также продолжения обучения в средне-специальных и высших учебных заведениях по выбранной специальности». Дальше следует ряд аятов и хадисов, подтверждающих легитимную позицию Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК) в вопросах светского образования. К слову, ДУМК не ограничился одним только принятием платформы, но и начал воплощать свои установки в жизнь задолго до ее выхода. Так под руководством муфтията в 2014 году была проведена республиканская благотворительная акция «Дорога в школу», оказавшая помощь 6 755 семьям. Детям из мало обеспеченных семей, сиротам, детям матерей-одиночек были подарены школьные принадлежности и формы. Очевидно, что духовное управление мусульман стремится стимулировать, а не отдалять молодежь от образования.

Учитывая выше сказанное возникает вопрос «почему бы муфтияту не выпустить фетву, запрещающую ученикам посещать пятничную молитву или Министерству образования выпустить соответствующий приказ?». Дело в том, что априори разбираемая проблема о двух крайностях.

Винить светскую систему образования в бездуховности, отсутствия в ней обязательного предмета «Религиоведение», которая восполнила бы все пробелы религиозной просвещенности – одна крайность. Запретить молодежи посещать пятничную молитву и под лозунгом либерализма, секуляризма идти по западному пути нравственного воспитания, лишив их возможности религиозной грамотности, духовности и позволить нарушать нормы закона, прикрываясь благими намерениями – другая крайность. А как известно крайности не приветствуются ни религией, ни государством. Поэтому балансом, «золотой серединой» в решении данной проблемы являются воскресные школы и летние лагеря.

Ежегодно каждая областная, городская и сельские мечети, специально для учащихся, организовывают кратковременные курсы, которые вполне могут посещать школьники внеурочное время. А для тех, кто желает непрерывно получать религиозные знания в течении всего года существуют воскресные курсы, лекции и семинары. Каждый желающий может прийти в мечеть и найти ответы на свои вопросы, изучить основы религии, увидеть духовный мир мусульман «изнутри». То есть духовенство с своей стороны создало все условия для школьников, предложила альтернативу. Осталось это донести как до учеников, так и до их родителей. Надеемся, что наш материал обнадежил наших граждан в этом вопросе и оградил от неправильных выводов и крайностей. Думаем, наши праведные мусульмане правильно отнесутся к этой ситуации и зададут верное направление в воспитании своих чад.

Мурат Смагулов

Прочитано 781 раз

Время намаза

 
JoomShaper