Величие наставника переживет века

Среда, 24.12.2021
Величие наставника переживет века

Мавзолей Арыстанбаба, входящий в состав государственного археологического музея-заповедника, весьма почитаем мусульманами и служит местом паломничества для тысяч верующих из тюркоязычных стран.

Комплекс возведен над могилой известного религиозного деятеля XII века Арыстанбаба. По преданию, он был духовным наставником Ходжи Ахмеда Ясави. Считается, что по пути в Туркестан паломник непременно должен заночевать в этой местности, чтобы почувствовать мощную энергетику, и наутро со свежими силами продолжить путь духовного очищения. Для этого сегодня здесь создана соответствующая инфраструктура.

Легенда гласит, что перед смертью пророк Мухаммед собрал народ и спросил: «Кто продолжит идеи ислама? Кто возьмет у меня символ веры – мой аманат?» Дело пророка вызвался продолжить аксакал Арыстанбаб. После благословения Аллаха Мухаммед отдал ему аманат, и многие годы Арыстанбаб проповедовал ислам, пока не встретил 11-летнего мальчика, сказавшего: «Аксакал, отдайте мой аманат». Мальчика звали Ахмед, он вырос и стал великим проповедником.

Имя Арыстанбаба упоминается в письменных источниках. Например, в рукописях произведения Ходжи Ахмеда Ясави «Дивани хикмет», хранящихся в Отрарском государственном археологическом заповеднике-музее, обнаружена новая глава, где содержатся данные о месте проживания и захоронения проповедника. 

В этом же трактате Ходжа Ахмед Ясави пишет о старце как о своем первом учителе и наставнике. Доподлинно известно, что приказ построить мавзолей на могиле Арыстанбаба издал Эмир Тимур. Ответ на вопрос, что побудило его сделать это, мы опять находим в легенде, которую передают из уст в уста отрарцы на протяжении нескольких веков. 

Во время возведения стен мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави по ночам к этому священному месту приходил огромный бык зеленого цвета и разрушал построенное. Тимур долго раздумывал над происходящим, и тогда ему приснился сон, в котором к нему явился старец. Он-то и сообщил, что сначала надо построить мавзолей над могилой наставника. Как только тот был сооружен, он сумел завершить и строительство мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави.

К сожалению, этот мавзолей был разрушен землетрясением в XVIII веке. Так что сама постройка той эпохи не сохранилась, но остались и дошли до наших дней деревянные резные колонны. Они выставлены в музейной экспозиции при мавзолее. 

На протяжении восьми веков памятник неоднократно разрушался и пережил ряд серьезных реконструкций. В наши дни мавзолей представляет собой поминальную мечеть и усыпальницу, где захоронены Арыстанбаб и его ученики. Существующий сейчас комплекс построен в 1909 году. Он состоит из двух частей – гробницы и мечети, соединенных между собой айваном. Стены мечети, кроме западного фасада, были из сырца, что привело к их быстрому разрушению.

Мавзолей приходилось неоднократно реставрировать. Была снесена полуразвалившаяся мечеть и по контуру фундамента восстановлена из жженого кирпича. При этом граненый михраб приобрел круглую форму. При восстановлении крыши для реконструкции купола были использованы фрагменты старой конструкции. Но наибольшую опасность для строения все время представляли грунтовые воды, расположенные близко к поверхности. Они впитывались в стены, и нижняя их часть всегда выглядела гораздо темнее от влаги, чем верхняя. 

Для отвода грунтовых вод были прокопаны дренажи, установлены насосы для откачки. Это приостановило процесс разрушения здания. Но как только остановились насосы, и дренажная система вышла из строя в начале 90-х годов прошлого столетия, агрессивная среда снова стала подтачивать мавзолей. Разрушению подверглась даже кирпичная кладка. 

За все это время на объекте проводились только локальные консервационные работы на отдельных участках стен, где кладочный раствор разрушился. Был восстановлен также рухнувший купол минарета и обмазаны верх айвана и парапетов. Крышу мечети перекрыли кровлей из металла. Но комплекс требовал масштабной и основательной реконструкции. Проведение ее стало возможно благодаря принятию государственной программы «Культурное наследие».

Была выполнена топографическая съемка территории некрополя площадью 120 га, на самом памятнике произведен обмер с использованием новейших технологий. По фасадам сделали фотограмметрическую съемку. Для этой сложной работы была использована электронная и цифровая техника. В итоге специалисты получили точную информацию о состоянии кирпичной кладки, которую затем перенесли на чертеж.

Исследования показали, что древняя сагана, например, находится под существующим современным надгробным сооружением. Сохранилось девять рядов регулярной кладки на глиняном растворе. В восточной части фрагмента до наших дней дошли несколько кирпичей от пола. Все вновь выявленные фрагменты свидетельствуют о существовании построек, этапах ремонта мавзолея и открывают для исследователей новые страницы истории.

Учитывая ценность информации, которую несут сохранившиеся фрагменты, было решено экспонировать их как свидетельства различных периодов строительства и ремонта мавзолея Арыстанбаба. При реставрации также выявилось, что внут­ренние части стен наземных конструкций не представляют собой регулярную кладку – они забиты кирпичным боем. Этот традиционный прием характерен для Центральной Азии и Казахстана. По такому принципу строились мавзолей Айша-биби в Таразе, мечеть XIV века в Отраре, мавзолей на городище Жайык в Западном Казахстане.

Реставрация памятника позволила укрепить подземную часть сооружения, отрегулировать водно-влажностный режим грунтов в основании фундамента и усилить кирпичную кладку надземной части, установить отмостки, удалить соли с поверхности кирпичной кладки наружных стен и лишайники с куполов, фасадов, минаретов, контрфорса. Специалистам необходимо было произвести вычинку кирпича, реставрацию швов кирпичной кладки наружных стен, восстановить каменную плитку мощения по внешнему периметру мавзолея, расчистить и зачеканить трещины, реставрировать надгробия, расположенные в мавзолее, и выстелить кирпичный пол.

Теперь можно с уверенностью говорить, что разрушение памятника приостановлено. Но это вовсе не значит, что выполненные работы решили все существующие проб­лемы. Мавзолей нуждается в постоянной поддержке, ведь это одно из важных в духовном плане мест, куда не иссякает поток паломников. Их количество заметно возросло в период независимости, когда люди стали возвращаться к своим духовным ценностям. 

Бывая в подобных местах, испытываешь особые чувства, словно переносишься на столетия назад. Здесь многое достойно восхищения. И неудивительно, что взглянуть на достопримечательности юга люди приезжают со всех уголков мира. Чем не благоприятная предпосылка для создания в регионе туристического кластера, тем более что эта потенциально рентабельная отрасль в Казахстане пока недостаточно развита? 

Площадь одного только Отрарского оазиса составляет полторы сотни гектаров. На ней компактно расположено несколько десятков древних городищ, которые архео­логам еще предстоит раскопать, изучить и законсервировать.

Президент Казахстана, по чьей инициативе впервые на постсоветском пространстве была разработана и принята государственная программа «Культурное наследие», неоднократно бывал в Отраре и Арыстанбабе, интересовался ходом археологических и реставрационных работ на уникальных объектах. И всякий раз подчеркивал необходимость сохранить эти удивительные памятники для будущих поколений, превратив в один из самых притягательных центров туризма на Великом шелковом пути.

Автор: Любовь ДОБРОТА, Южно-Казахстанская область

kazpravda.kz

Прочитано 325 раз

Время намаза

 
JoomShaper